Всем зашедшим - привет!
В современном мире, если на самолёте вдруг не хватает какого-нибудь болтика, для многих пассажиров это становится поводом для паники, или, как минимум, беспокойства: сколько в интернете есть видео, на которых внимательный пассажир, заметив отсутствие винта на, например, панели крыла, начинает задаваться вопросом "самолет разваливается, не упадем ли мы сейчас"? Конечно, бдительные пассажиры - это неплохо, но вот когда бдительность перерастает в мнительность - это порой приводит к печальным последствиям.
Конечно, от откручивания 1 болта никаких критичных последствий не будет, как и в случае, показанном выше. Кстати, стоит отметить, что обвинение сотрудников наземных служб в бездействии звучит достаточно странно, учитывая, что обход самолета на земле никак не может выявить открутившийся на пилоне двигателя винт - что, впрочем, отдельная история для разговора.
Сегодня же мы с Вами поговорим о случаях, когда самолетам приходилось по тем или иным причинам летать со значительными "изменениями в конструкции" - в частности, со снятыми деталями. Самолет - это большой и сложный механизм, в котором каждая деталь имеет своё значение. Или нет?..
Один из самых распространенных элементов, без которых летают самолеты - это аэродинамические законцовки крыла. Они нужны для улучшения аэродинамических свойств самолета: если крыло будет заканчиваться плоскостью, то в этом месте будут возникать вихревые потоки, ведь подъемная сила крыла самолета создается за счет разницы давления над и под крылом.
С края же ничего не мешает воздуху из зоны высокого давления перетекать в зону низкого через край крыла. Это уменьшает подъемную силу крыла, а на создание этих ненужных вихревых потоков тратится энергия, то есть, расходуется топливо.
Однако, нередки ситуации, когда, например, на рулении самолет задевает законцовкой о строения аэропорта или другие самолеты. Законцовка повреждается, и перед авиакомпанией возникает выбор - тратить множество денег, сил и времени на доставку необходимой запчасти до места, где произошло происшествие и выводить самолет из штатного расписания, или, если это позволяет программа MEL производителя ВС, снять поврежденную законцовку и выполнять рейсы без неё. Чаще всего пользуются вторым вариантом.
Но законцовка, конечно, хоть и важная, но достаточно небольшая в масштабе всего самолета деталь. А вот полёт без двигателя... Однако, возможно и такое.
На фото - грузовой Boeing 747-132(SF) американской авиакомпании "American International Airways - Kalitta", летящий из Гонололу в домашнюю для него мичиганскую Оскоду. Правый внутренний двигатель при этом летит в грузовом отсеке по причине демонтажа из-за обнаруженной в пилоне трещины; 26 апреля 1997 года. На Боинге 747 установлены 4 двигателя, и в случае неисправности одного из них разработчик - компания Боинг - предусмотрела возможность вылета самолета до места ремонта на 3 двигателях. Однако, на фотографии выше - уникальный случай: специалисты полностью сняли рабочий двигатель, чтобы исключить возможность разрушения пилона во время полёта.
31 июля 1983 года тяжелый транспортный самолет Lockheed C-5A Galaxy, серийный номер 70-0446, попал в серьезную передрягу при посадке на авиабазе острова Шемья на Алеутах.
C-5А снизился ниже глиссады в сильном тумане, и снес колесами шасси посадочные фонарные столбы и зацепил насыпь недалеко от взлетно-посадочной полосы. Структурные повреждения планера были обширными. Из за значительных повреждений с самолета были демонтированы две основные стойки шасси с тележками, а также створки и обтекатели ниш шасси.
Совместная команда ВВС США и "представителей МАП" в лице компании Lockheed произвела временный ремонт, разрешив в конце того же года С-5А совершить рейс с выпущенными шасси из авиабазы Шемья на завод Lockheed в Мариетте, штат Джорджия для дальнейшего ремонта.
Конечно, каждый такой случай - это скорее исключение из правил. Вылет таких ВС разрешается только после согласования с производителем и выполняется со всеми предосторожностями. Однако, сам факт таких перелетов существует, и, согласитесь, это в разы волнительнее, чем открутившийся от крыла болтик :)
Спасибо за прочтение!
Пишите в комментарии, с какими неисправностями самолетов сталкивались Вы? Если статья понравилась, то вполне можно тыкнуть лайк и подписаться на канал, чтобы не пропускать новые интересные записки)) Вам - несложно, мне - приятно ツ