Ещё одна книга, весьма распространённая, которой не стоило бы верить -"Наставник молитвы Иисусовой" . Об этом рассказал в своей лекции в Духовной академии богослов Алексей Ильич Осипов.
Лекция професса Осипова
А ведь многие верят написанному в этой книге, как же - Афонский старец сказал! Вот - вот ещё канонизируют его.
Старец благословил Харалампия, не имея никакого опыта в совершении молитвы, никакого духовного опыта, сразу совершать по четкам Иисусову молитву в течение нескольких часов.
Харлампий читал всю ночь, за три часа он прочёл более 14 тысячи (!) Иисусовых молитв без передыху, сразу, ни разу не читая её в жизни!
При чем написано, что он читал очень быстро, без остановки, язык его словно моторчик произносил слова молитвы. При этом некогда было, конечно, подумать над смыслом слов.
Ну попробуйте сами прочитать со вниманием хотя бы десять молитв Иисусовых! Со вниманием! Вряд ли получится, потому что ум наш стелется по земле, не может никак собраться и оторваться горЕ. После трех молитв уже заметите, что думаете совсем о другом. А тут 14 тысяч молитв!
Три часа без перерыва! И только после 14,5 тысячи молитв он почувствовал, как на сердце его появилась неизреченная сладость.
Итак. Разберём здесь три основных ошибки при совершении молитвы.
Ошибка первая. Торопливость
Заметьте, три часа к ряду ночью читал молитву. При этом он, конечно, делал упор не качество, а на количество. Даже хвалился тем, что за вдох - выдох может прочесть сто молитв Иисусовых! Сто! Подумать только!
При этом язык его был как моторчик, написано. Тра-та-та-та-та... Где мы ещё можем встретить подобное? При чтении мантр, конечно. Человек, быстро повторяя одни и те же слова, добивается особого состояния. Происходит влияние на психику, и человек испытывает некое наслаждение. То же самое мы наблюдаем у этого Харалампия.
Нет, Иисусову молитву так быстро нельзя читать. Мы гонимся не за ощущениями, не за скоростью.
Ошибка вторая. Невнимательность
На такой скорости Харалампий мало что понимал. Не вдумывался в смысл молитвы. В то время, как святые советуют читать молитву медленно, останавливаясь после каждого слова, вдумываясь в смысл его.
Святой Игнатий Брянчанинов говорил :" Невнимательная молитва - это душевредное занятие, противное пустословие в очах Бога"
Слышите?! Душевредное! Надо во всех храмах повесить такой плакат, яркий, красочный! Ведь богослужение - это тоже молитва! Посмотрите, какая сервировка, какое пение, а тарелочки-то пустые! Кто захочет побывать на таком пиру, где обман сплошной?
Третья ошибка. Ощущения
Те, кто читал книгу "Невидимая брань" Никодима Святогорца, знает, о чем я говорю. Смотрите, ведь тоже с Афона старец, а совсем другой подход! "Не всякому духу верьте"!
Во время молитвенного делания очень легко впасть в прелесть, ибо враг не дремлет, внушает мнение о себе :" Вот я какой! Почти святой! Ну может не святой, а праведный точно! Вот сколько молитв уже прочёл, без передыха, ночью! Другие вон спят, а я подвизаюсь!"
И начинаются : свет, голоса, благоухание, сладость на сердце. У Харалампия и слюна даже потекла от "неизреченной сладости"... Все, враг сделал свое дело...
Нельзя, не имея никакого опыта в духовной жизни вот так сразу читать большое количество молитв Иисусовых!
Это закончиться может плачевно...
Блюдите, как опасно ходите!
Некоторые, руководствуясь словами св. Игнатия Брянчанинова, не ищут духовника, а спасаются "сами по книгам". А зря. Духовник бы заметил малейшее отклонение от правильного пути, уклонение в мнение, а книгам, как мы сегодня поняли, не всем можно верить. Святитель Игнатий говорил это в другом контексте, и вам бы лично он может быть так не сказал.
Братья и сестры, будем бдительны!
Мира всем и спасения!
Не стоит ругать последними словами автора, просто записавшего слова профессора Осипова. За нарушение правил платформы следует блокировка аккаунта.
Ещё интересная статья :