Давать или не давать милостыню тем, кто пропивает и не работает ? Давать ли милостыню всем без исключения? Эти вопросы очень часто возникают у большинства тех, кому есть что дать.
Наверное, лучше не дать, чем дать и осудить, предполагая, что это на водку. Может лучше не дать, чем дать и высказать, что человек совсем потерялся и живёт не правильно. Скорее всего пользы для души дающего здесь вряд ли можно найти.
Может лучше не дать и пройти мимо и укорять себя за осуждение. Подумать о том, что сейчас осудил человека, попавшего в беду. Даже если просящий и хитрит, значит попал в сети лукавства. Если пропьёт, то попал в сети алкоголизма. А есть ли у меня уверенность, что я не попаду в эти сети и что мне за мою гордыню не попустит Господь подобное испытание? Ведь завтра же и я могу оказаться на месте этого просящего.
Наверное лучше дать, не взирая на лицо просящего. Хотя, говорят, что давая деньги на пропой участвуешь в погибели человека.
Дидахе: …пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь.
А может лучше вспомнить слова из Библии, которые говорят нам о том, что милостыня должна запотеть в нашей руке? И лучше давать милостыню тем, кому она действительно принесёт пользу?
И почему обязательно давать денег? Можно же ,идя в храм ,например взять с собой бутербродов, конфет, испечь пирожков. Или предложить просящему просто купить еды или чистую одежду?
Ведь есть многодетные нуждающиеся семьи, одинокие малообеспеченные люди, которые стесняются просить и перебиваются с воды на хлеб. Нужно оглянуться вокруг и конечно, по возможности, помогать тем, кому помощь действительно необходима.
...нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу и от Него получит награду; а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своей нищетою.
Святитель Василий Великий .
Но самое главное, пожалуй, в том, чтобы не осудить, не превознестись над просящим, не упиваться по фарисейски своей праведностью и святостью и стараться стяжать мирный Дух Христов. И ясно то, что если ум и сердце находятся в Духе, то и подскажет Дух Святой как правильно поступить.
Господи Иисусе Христе помилуй нас грешных.