Найти тему
Ходячая энциклопедия

Пейджеры в России: вспоминаем взлет и падение самых модных гаджетов 1990-х годов.

Оглавление
Реклама Пепси с популярным хип-хоп исполнителем "Децлом". Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".
Реклама Пепси с популярным хип-хоп исполнителем "Децлом". Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".

Доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости моего канала! Если Вам также как и мне - 30 лет и выше, то Вы наверняка можете помнить фразу из популярной рекламы начала двухтысячных годов: "Пепси, пейджер, MTV - подключайся к самым самым!" Эта короткая, но легко запоминающаяся строчка так быстро откладывалась в памяти, что спустя 23 года она воспроизводится у меня в голове с той же интонацией. В то время хип-хоп исполнитель Децл был, как сейчас говорится "на хайпе" - на пике своей популярности, поэтому меня, как ребенка, следящего за трендами того времени, не мог не заинтересовать необычный "девайс" в руках кумира молодежи. В то время я, будучи семилетним ребенком, мечтал найти под крышкой "Пепси" этот самый пейджер, даже не понимая для чего он вообще нужен (спойлер: пейджер я так и не нашел). Сегодня мы вспомним, что такое пейджер, для чего он был нужен и почему у пейджинговой индустрии не было шансов выжить.

Что такое пейджер и история пейджинговой связи в России.

Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".
Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".

Пейджер – миниатюрный радиоприемник, который позволяет принимать короткие сообщения на определенной частоте. Все сообщения отправляются через оператора: вы звоните в операторскую, диктуете сообщение и номер абонента, а оператор отправляет сообщение адресату. В России пейджеры появились на два года позже сотовых телефонов - в 1993 году. Они просуществовали на рынке около двенадцати лет. После 2005 года массовых случаев использования пейджинговой связи не наблюдалось. За это короткое время они успели стать символом новых русских и поколения пепси, а затем стремительно превратиться в пережиток прошлого. По наиболее распространенной версии, впервые пейджинговая сеть появилась в России перед Олимпиадой 1980-го. Английская компания Multitone предоставила возможность с помощью пейджеров решать организационные задачи. Например, по ним передавались команды исполнителям торжеств.

Пейджинг, как и мобильная сеть, прошел в своем развитии несколько поколений. Однако в случае сотовой связи технологии следующего поколения всякий раз заменяли технологии предыдущего. Пейджинговая связь, совершенствуясь, одновременно использовала технику разных поколений.

Например, тоновые пейджеры сигнализировали, что абоненту пора позвонить оператору и запросить сообщение.

Рассвет пейджинговой связи в России

Реклама из газеты по продаже услуг пейджинговой связи. Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".
Реклама из газеты по продаже услуг пейджинговой связи. Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".

Новомодные гаджеты стали атрибутом "новых русских" и успешных предпринимателей. Кроме них мало кто мог позволить себе купить само устройство и ежемесячно оплачивать связь. На просторах сети Интернет мне попалась на глаза одна очень увлекательная статейка в газете "Коммерсант" от 1995 года. Так, по данным "Коммерсанта", в трех крупнейших московских пейджинговых компаниях цены на пейджеры и предоставляемые услуги в 1995 году были таковы:

       - "РадиоПэйдж" предлагает пейджеры NEC по ценам от $170 за простейший однострочный цифровой до $365 — за Maxima. Месячная абонентская плата от $39 до $55.

       - "Вессо-Линк" отказался от продажи простейших моделей, в ассортименте только Motorola Advisor, цена которого недавно снижена с $350 до $300. Месячная абонентская плата — $45.

       - "Информ-Экском" торгует и NEC Maxima, и Motorola Advisor. Они стоят по $360. Месячная абонентская плата — $67.

А теперь переведите вышеуказанные цены на пейджинговую связь к нынешнему курсу доллара в России. Кошмар, не правда ли? К слову, цены на пейджинговую связь были высокими и для того времени. По данным Росстата, среднемесячная начисленная заработная плата по итогам 1995 года в России составляла 472,4 тыс. рублей. Курс доллара в декабре 1995 года составлял

4,62 тыс. рублей. Выходит, что средняя зарплата в России в 1995 году была чуть больше 100$. Думаю, теперь понятно, почему мало кто мог позволить отдавать половину своей зарплаты на абонентскую плату за пейджинговую связь. По всей стране насчитывались десятки пейджинговых компаний: федеральных операторов не было, а количество региональных сильно отличалось в зависимости от региона. Качество связи зависело от количества передатчиков у оператора, их мощности и расположения. Например, на Останкинской башне работали передатчики мощностью 350 Ватт и радиусом покрытия 70-80 км. В конце 90-х использовались передатчики Motorola или их отечественные аналоги ЖМ-300. Иногда на них ставили усилители. Каждый оператор работал на своей частоте. Компания закупала пейджеры, запрограммированные на эту частоту и настраивала на нее передатчики. Либо можно было заказать свободные пейджеры, и потом настроить их на свою частоту. Но этот вариант более долгий, т.к. в основном устройства привозили из Юго-Восточной Азии.

Более 70% рынка было сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге: в столице пейджерами пользовался 1,1% населения, в Питере — 0,6%.

Пепси, пейджер, MTV. Закат эпохи.

В 2000 году Pepsi выпустила рекламу, в которой популярный в то время хип-хоп исполнитель Децл призывал "подключаться к самым-самым". Ролик с той самой рекламой выше. К началу XXI века пейджеры пользовались в нашей стране уже массовым спросом. С каждым годом возможность приобрести модный гаджет была доступнее для многих людей. Иногда благодаря этим девайсам даже создавались небольшие сообщества — у некоторых компаний была услуга групповых чатов. Вот что по этому поводу пишет Интернет издание "Нож":

У самарского оператора „АДВК“ был тариф „Школьный“ — на него можно было получить скидку, если принести в офис дневник и показать оценки. Тариф давал возможность общаться в чате, — рассказывает Роман Разоренов, активный пользователь пейджинговой связи в начале нулевых. — Чат включался для всех пользователей конкретного тарифа и работал всего час в сутки — с 18:00 до 19:00. В этот промежуток школьники звонили в пейджинговую компанию и оставляли сообщения, начиная с фразы „Для абонента ЧАТ“. Оператор отправлял текст всем пользователям тарифа. Можно было подписываться своим именем или ником. Можно было отправить в чат сообщение для конкретного пользователя.

После 1999 года мобильная связь удешевлялась и получала всё большее распространение. Пейджинговые компании должны были как-то выкручиваться. К примеру, в 1999 году они начали предоставлять бесплатные информационные услуги. С помощью пейджера можно было узнать прогноз погоды, курсы валют, анонсы городских театров, галерей, баров и дискотек, ТВ-программу, новости политики и спорта.

С 2001 года многие пейджинговые компании стали укрупняться и проводить свои рекламные кампании с целью минимизировать риски, связанные с распространением мобильной связи. Но более выгодные цены, чем у сотовых операторов, они предложить не смогли.

Последней компанией, оказывающей услуги пейджинга в России, была "Телекомт": ее основатель Леонтий Огарок в 2020 году сообщил радиостанции «Говорит Москва», что пейджинговые сети продолжали работать на Кольской АЭС и в Центральной клинической больнице с поликлиникой. По данным ЕГРЮЛ, компания "Телекомт" была ликвидирована в ноябре 2021 года, пишет "Коммерсантъ".

Последние новости говорят о том, что Минцифры исключит пейджинг (персональный радиовызов) из списка услуг связи, лицензируемых в России. Такой порядок оговорен проектом постановления правительства, опубликованным на сайте regulation.gov.ru. Минцифры уточнило, что к июню 2023 года в России не осталось действующих держателей лицензии на пейджинговую связь.

Вот так, несмотря на то, что последние 20 лет многие из нас не представляют свою жизнь без мобильной связи, поддержка пейджинговой связи прекращается только в этом году. До сих пор на различных маркет-плейсах продаются множество культовых пейджеров той эпохи. Цены начинаются от 150 рублей за штуку. Так что прикоснуться к культовой вещи 90-ых годов прошлого столетия можно совсем не дорого.

А у Вас был свой пейджер? Делитесь в комментариях опытом использования пейджинговой связи. Думаю, многим будет интересно! Всем спасибо за внимание и до новых встреч!

#пейджер #девяностые #90-ые #связь #общество #интересные факты #история #Россия #технологии #мобильные телефоны