В последнее время в связи с возрождением в разных странах исламского фундаментализма общественное внимание стало больше приковано к вопросу о правах женщин в традиционном исламском обществе. В частности, актуальным стал вопрос об обязательности ношения чадры, хиджаба, никаба или другого наряда, частично или полностью закрывающего лицо мусульманки.
Перед кем пристойно обнажать некоторые части тела
В Коране заповедано о женщинах: «Пусть… не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свёкров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестёр, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишённых вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщины» (Сура 24, аят 31).
По взглядам большинства исламских законоведов, речь в данном отрывке идёт не только о лице, но о любых частях тела, которые находятся выше пупка и ниже колен. Понятно, что ниже пупка и выше колен, то вообще не подлежит демонстрации при людях. Дан исчерпывающий перечень категорий родственников, перед которыми эти части тела можно показывать открытыми. Это, прежде всего, муж, отец, свёкор, но также и племянники.
Далее список требует уточнений. «Сыновья своих мужей» могут быть пасынками, но не только. Ведь ислам разрешает многожёнство. Следовательно, это могут быть и сыновья других жён того же мусульманина, женой которого является данная женщина.
Не возбраняется также показывать лицо перед мальчиками, не достигшими половой зрелости. При этом они не обязательно должны являться родственниками или свойственниками. Также разрешено показывать «красу свою» собственным рабам и слугам-евнухам. Евнухи не обязательно были невольниками, поэтому они выделены особо.
Характерно, что список не включает категорий женщин, перед которыми мусульманка может открывать своё лицо. Очевидно, это не запрет, а, наоборот, та норма, которая не требует урегулирования: женщина перед женщинами может «показывать красу свою», так как для женщины она не является предметом вожделения.
Однако выражение «своих женщин» требует пояснений. Улемы (богословы) различают степень открытости (аврат) мусульманской женщины перед другими мусульманками и перед представительницами других религий. «Свои женщины» это как раз только мусульманки. Перед неправоверной женщиной мусульманка может открывать только те части тела, которые требуются для совершения домашних работ, не более.
Общество той эпохи, когда записывался Коран, было рабовладельческим. Поэтому слова «свои женщины» могут иметь ещё одну трактовку. Оно соотносится с последующими словами: «Или невольников, которыми овладели их десницы». Следовательно, сюда могут относиться сыновья рабынь («своих женщин» данной мусульманки), тоже рабы по тогдашним нормам.
Нюансы в мазхабах ислама
Ислам не менее разнообразен, чем христианство. Внутри одного только суннитского направления ислама существует несколько мазхабов (толков), которые различаются между собой по разным направлениям, в том числе и в трактовке степени закрытости мусульманки для посторонних.
Шафииты, которых очень много во всех исламских странах, в том числе в России, полагают, что определённый цитированным аятом Корана аврат мусульманки допустим в отношениях с любыми махрамами. Аврат мусульманки перед махрамом подобен аврату двух мужчин или двух женщин между собой. То есть, им следует прикрывать пространство от пупка до колен. Махрамом называется родственник, за которого недопустимо выходить замуж благодаря близкой степени родства. Кроме перечисленных в 24:31, это родной дядя, зять, отчим. Близки к этому воззрения маликитов.
Ханафиты утверждают, что аврат перед махрамом, не упомянутым прямо в цитированном отрывке, должен быть более строгим. В частности, перед ним нельзя показывать голые части спины и живота выше пупка. Ханбалиты вообще настаивают на том, что части спины и живота нельзя обнажать даже перед мужем, ближайшими родственниками и другими категориями лиц, указанными в данном аяте.
Полное закрытие лица – дань национальным, а не исламским традициям
Но самое удивительно – то, что ни один из мазхабов суннитского ислама, а также вероучения шиитов не исключают лицо мусульманки из аврата перед посторонними мужчинами. Полный запрет на открытость лица – одна из норм «народного» ислама, возобладавшая в его современных фанатичных версиях, таких как ваххабизм, господствующий в Саудовской Аравии, а также у талибов в Афганистане.
Традиционные нормы ислама говорят о том, что женщина должна оставлять закрытыми перед посторонними всё, кроме кистей рук и лица. Волосы должны быть убраны под платок. Волосы и шею – вот что ислам предписывает закрывать мусульманке, но отнюдь не лицо.
Мусульманам запрещается смотреть на женский аврат с похотью и вожделением. Отсюда в некоторых странах ислама возник обычай надевать на женщину, когда она выходит из дома, никаб или чачван. Никаб это головной убор, оставляющий прорезь для глаз. Чачван это сплошная густая сетка из конского волоса (её традиционно надевали в Средней Азии вместе с паранджой). Делалось это, чтобы «не вводить чужих мужчин в соблазн». Ещё раз подчеркнём, что это народный обычай или норма современных фанатиков. Нормами традиционного ислама он не предписывается.
Обычным головным убором для мусульманок является чадра. Она закрывает шею и волосы, но оставляет открытым лицо. Она может носиться и с никабом, и с паранджой. Кстати, паранджа это вовсе не специфически женское покрывало, а верхняя одежда вроде плаща с капюшоном. В старину её носили и мужчины (без чадры или чачвана, конечно).
Итак, мусульманкам по традиции, не извращённой позднейшим фанатизмом, предписывается хиджаб – одеяние, закрывающее тело с головы до пят – в сочетании с чадрой. Все более строгие отклонения от этого правила являются позднейшими нововведениями и отражают только национальные или политические традиции, а не исламские предписания.
The post Перед кем мусульманская женщина может открывать своё лицо appeared first on Русская семерка.