Найти тему

Рак простаты. Воля к победе или страх перед будущим. Часть 1.

Оглавление

Недавно в одной из групп об онкологии в Facebook (сеть запрещена в РФ), в которых я состою, я прочитал публикацию неизвестной мне женщины по имени Елизавета Мусатова и захотела поделиться ею с вами.

Всего пять страниц машинописного текста, которые я разобью на серию публикаций и которые, на первый взгляд, совсем не об онкологии, но определенно о чем-то очень важном, о чем мы все немного подзабыли:

"Пятьдесят лет назад американский психолог Мартин Селигман перевернул все представления о нашей свободе воли с ног на голову.

Селигман провел эксперимент на собаках по схеме условного рефлекса Павлова. Цель - сформировать рефлекс страха на звук сигнала. Если животные российского ученого получали мясо по вызову, то собаки американского коллеги получили удар электрическим током. Чтобы собаки не сбежали раньше времени, их зафиксировали в специальные упряжки и поместили в закрытые вольеры..

Селигман был уверен, что когда животных освободят от упряжек и переведут в вольеры с низкой перегородкой, они разбегутся, как только услышат сигнал. В конце концов, живое существо сделает все, чтобы избежать боли, не так ли? Но в новой клетке при звуке сигналов собаки сидели на полу и скулили.

Ни одна собака не перепрыгнула самое легкое препятствие — даже не пыталась. Когда собаку, которая не участвовала в эксперименте, поместили в те же условия, она легко сбежала.

Селигман пришел к выводу, что когда невозможно контролировать неприятные события или влиять на них, развивается сильное чувство беспомощности.

В 1976 году этот ученый получил премию Американской психологической ассоциации за открытие выученной беспомощности.

А как насчет людей?

Теория Селигмана много раз проверялась учеными из разных стран. Доказано, что если человек систематически:

- чувствует себя побежденным, несмотря на все усилия;

- переживает сложные ситуации, в которых его действия ни на что не влияют;

- он оказывается посреди хаоса, где правила постоянно меняются и любое движение может привести к наказанию — его воля и желание что-либо делать атрофируются.

Наступает апатия, за которой следует депрессия. Мужчина сдается. Выученная беспомощность звучат, как слова из песни в одном старом, американском фильме: "Что для нас свобода, что для нас рабство — сейчас нам все равно".

Теория выученной беспомощности подтверждается жизнью. Не обязательно сидеть на привязи и получать удары током. Все может оказаться более прозаичным. Когда я писала эту статью, я попросила своих друзей на Facebook поделиться своим опытом переживания выученной беспомощности. Они рассказали мне:

- о безуспешных попытках устроиться на работу: отказ за отказом без объяснения причин;

- о муже, который мог встречаться вечером с дорогими подарками, а мог и с агрессией без видимой причины, по настроению. (рядом с этой практически такая же история о его жене);

- о боссе, тиране, который каждый месяц выписывал штрафы в соответствии с какими-то новыми и нелогичными критериями.

Со стороны кажется, что выход есть. Перепишите свое резюме! Подайте на развод! Положитесь на босса! Делайте то и это! Но, подобно собаке Селигмана, человек, доведенный до беспомощности, не может перепрыгнуть даже через низкий забор. Он не верит в выход. Он лежит на полу и скулит. Иногда даже в жестоком партнере или начальнике-тиране нет необходимости.

Геля Демина, студентка на стажировке в Корее, рассказывает, как на одном уроке профессор дал классу задание:

«Задание было простое. Аудиторию разделили на две группы и каждой давали свои задания. Задача заключалась в том, чтобы из написанных на бумаге букв сложить названия стран. Когда время истекало, профессор просил тех, кто уверен в своем ответе, поднять руки. И так снова и снова. К последнему заданию половина студентов впала в уныние.

После того, как мы решили все пункты, мы начали проверять ответы - говорит Геля. У первой группы почти все было правильно. А у студентов из второй группы вообще не было правильных ответов.

Последнюю задачу (D E W E N S - Швеция) решили только двое из десяти человек из второй группы. И затем профессор говорит: Вот вам подтверждение гипотезы Селигмана.

На экране появляются две версии теста, который у нас прошел. В то время, как первая группа получала совершенно нормальные задания, у участников из второй группы во всех заданиях, кроме последнего, намерено была перепутана всего одна буква. В их случае было невозможно получить правильный ответ в предыдущих задачах, кроме последней. Весь смысл этого теста заключался в том, чтобы правильно решить именно последний вопрос, о Швеции.

Последнее задание было одинаково для двух команд. И каждого из участников первой и второй группы была возможность получить правильный ответ. Но за последние пять вопросов студенты из второй группы полностью убедили себя в том, что не смогут решить задачу. К тому времени, когда настала очередь для правильного ответа, они просто сдались »".

Поделитесь, пожалуйста, в комментариях своими случаями выученной беспомощности и в следующих публикациях мы поговорим о том, как с ними необходимо лучше всего справляться.

Идущим следом посвящается

продолжение следует

Мое имя профиля в мессенджере Telegram для присоединения всех желающих к общению во врачебно-пациентском сообществе по раку простаты "ChatLand on Prostate Cancer": @ChatLand_PC

Напоминаю, что ваши лайки под данной публикацией являются вашей оценкой моего труда и способствуют доведению данной информации до большего количества людей, которые возможно в ней очень нуждаются!