Мне нравится блюз. Некоторые читатели со мной не согласны - по крайней мере мои статьи о блюзе и блюзменах менее популярны, чем статьи о класическом роке. Хотя многие современные музыканты отмечают, что в основе современной рок-музыки лежит блюз. И чем больше я слушаю рок-музыкантов, тем чаще слышу нотки блюза в их произведениях. Кит Ричардс как-то сказал:
"Если ты не умеешь играть блюз, то не стоит браться за рок-н-ролл".
Сегодня речь пойдет о гитаристе Роберте Джонсоне, моем любимом гитаристе. Страшно сказать - родился он в 1911 году. Но его песни до сих пор берут современные музыканты в свой репертуар.
Его история жизни удивительна и трагична. Родился он в штате Миссисипи и по легенде, где-то на перекрестке в центре городка, где он жил, он встретил дьявола, которому он отдал душу, чтобы тот научил его играть блюз. Дьявол научил.
Мало кто знает, что именно Роберт Джонсон открыл этот жуткий "Клуб 27", ибо в 1938 году его убили. Кто-то говорит, что его убил ревнивый родственник женщины, к которой он, якобы, приставал. Кто-то говорит, что его убили по дороге из бара, где он выступал, и закопали где-то под деревом около дороги. Кто-то говорит, что его отравили в баре, и он умер через три дня дома. А кто-то говорит, что в этом и была суть сделки с дьяволом и его смерть была расплатой. Но кто будет разбираться в смерти чернокожего - так до сих пор место его захоронения неизвестно.
В этой статье я привел каверы на песни Роберта Джонсона. Если найду его собственные исполнения, то тоже вставлю их в текст для сравнения. В истории музыки осталось всего 29 его собственных записей. И удивительно, что до сих пор к его творчеству обращаются именитые музыканты и группы. Вы, безусловно, слышали эти песни, но знали ли вы, что они принадлежат "перу" Роберта Джонсона?
Итак, начинаю.
‘Crossroads’ – Cream
Вероятно, самая культовая кавер-версия песни Роберта Джонсона, одной из самых продаваемых супергрупп всех времен, Cream, благодаря своей версии, сделали эту мелодию полностью своей собственной. Это песня, которая полностью мифологизировала Роберта Джонсона, отправляющегося на перекресток, чтобы продать свою душу дьяволу.
Чудо Роберта Джонсона в том, что в его оригинальных записях часто звучало так, будто на гитаре играл не один человек. “Одновременно играя бессвязную басовую партию на низких струнах, ритм на средних струнах и сольную партию на высоких струнах, и одновременно напевая”, - прокомментировал стиль Джонсона Клэптон в своей автобиографии.
Я как-то включил Роберта Джонсона в свой список лучших гитаристов всех времен, но некоторые читатели не поняли моего выбора, видимо, даже покрутили пальцем у виска. Как можно сравнивать какого-то Джонсона с Ричи Блэкмором? - казалось говорили они. Ну вот вам высказывание Эрика Клэптона, непререкаемого авторитета среди гитаристов, о манере игры Джонсона. Ну хоть ему-то вы поверите?
‘Travelling Riverside Blues’ – Led Zeppelin
Широко признанный самым трансформирующимся кавером Роберта Джонсона, Zep исполнили совершенно иную версию песни, придав треку больше бэк-бита, а Роберт Плант взял текст из нескольких песен Джонсона.
Эта песня широко известна благодаря тексту “Ты можешь выжимать мой лимон, пока сок не потечет по моей ноге”, который Плант взял для своей более поздней песни: "The Lemon Song".
‘Preaching the Blues’ – The Gun Club
Лос-анджелесская панк-блюзовая группа The Gun Club со своим дебютным альбомом 1980 года "Fire of Love" покорила ничего не подозревающую публику, когда они придумали интересную смесь панка и блюза; их кавер-версия "Preaching the Blues" Роберта Джонсона является идеальным синтезом и примером именно этого.
Джеффри Ли Пирс обладал пламенным и загадочным сценическим обаянием, и если вы думаете, что он звучит нестабильно и частенько поет мимо нот, то это потому, что так оно и есть. Когда слушаешь версию Роберта Джонсона, понимаешь, что версия The Gun Club не так уж сильно отличается от его манеры пения.
‘Love in Vain’ – The Rolling Stones
The Rolling Stones не существовали бы, если бы не такие блюзмены, как Роберт Джонсон (это моя шутка, хотя в этом есть доля правды). Музыка Джонсона существует как особый штамм в ДНК Stones. Поэтому неудивительно, что только Stones могли спеть подобную песню.
Она была включена в их альбом Let it Bleed, и, честно говоря, какое-то время я думал, что это их песня. Stones немного изменили аранжировку. Вот что об этом говорит Джаггер:
“Мы довольно сильно изменили аранжировку Роберта Джонсона. Мы добавили дополнительные аккорды, которых нет в его версии. Сделали его более в стиле кантри. И это еще одна странная наша песня, потому что она очень пронзительная, но с другой стороны очень задумчивая и неспешная. Роберт Джонсон был замечательным автором текстов, и его песни довольно часто о любви, и они почти все о безутешной любви”.
‘Me and The Devil’ – The Doors
Да, даже The Doors умудрились и сделали кавер на песню Роберта Джонсона. Правда, она не вошла в альбомы группы. Это может показаться странным, но The Doors в равной степени основаны как на влиянии блюза, так и на джазе. Робби Кригера, гитариста The Doors, недооценивают как гитариста, его часто затмевают Джим Моррисон и Рэй Манзарек. Но он хорош во всех песнях Дорз.
Их версия очень урезана и в основном состоит из гитары и баса. Ближе к концу кажется, что Моррисон (как это часто бывает) начинает придумывать новые слова для пары дополнительных тактов. Несомненно, это одна из лучших версий песни Джонсона.
Ну вот, спасибо вам за то, что были со мной вместе в этом путешествии на 100 лет назад...
==========
И как всегда, спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.