Скоро будет отмечаться самый замечательный профессиональный праздник - День юриста. Поздравлений и комплиментов мы услышим много непосредственно 03 декабря. У каждого свой был путь в профессию: тернистый и не очень. Правда во многом мы обязаны в становлении нашего профессионализма нашим замечательным преподавателям, потому я и решил вспомнить своё студенчество и подарить своим читателям несколько зарисовок из жизни студенческой. Встречайте же первый рассказ.
Как люди попадают в юристы? У каждого свой путь. Лично мой путь на юрфак и в профессию начался с просмотра первых сезонов сериалов «Улицы разбитых фонарей» и «Тайны следствия». Мне и сейчас они кажутся наиболее интересными из всех. У кого-то родители связаны с юриспруденцией. Тут каждому своё.
Встретились недавно в Турции с моим одногруппником и стали мы вспоминать наши замечательные студенческие годы. Учился я в одном из сибирских университетов. Преподавательский состав был весьма своеобразен: от аспирантов до лютых, в хорошем смысле этого слова, профессионалов. Именно во время учёбы я увидел, что качество преподавания от возраста не зависит. У одной аспирантки была одна, к сожалению, лекция по одному из предметов, что там заслушаешься и рука устанет писать: всё чётко, по делу и к месту.
Зато у другой, относительно опытной преподавательницы был полный, как говорят, «атас». Будем называть её просто преподшей. Любила она вместо лекций зачитывать вслух положения законов и кодексов. Было видно, что реальный мир юриспруденции она не видела даже из окна паровоза, не выезжающего из какого-нибудь лесного перегона.
Была и ещё одна у неё дурная манера: любила она отмечать присутствующих на лекции. Видимо, от «большого ума и сообразительности» С учётом того, что её «особо полезные лекции» были последними по пятницам, то единственное, что сдерживало от более содержательного проведения времени – это возможность лишиться стипендии за прогулы. А этого было допустить нельзя. Стипендия – это святое.
Сначала мы с одним моим одногруппником занимались замерами скорости чтения вслух. Даже потом сравнивали данные. Быстро это нам надоело. Затем мы решили начать играть в игры на парах: карты, морской бой увлекали не очень. А вот шахматы! Не могу сказать, что я большой их фанат, но занять час с небольшим надо.
Мобильные приложения на убогих телефонах не могли нас увлечь уже через пару месяцев. Да и на маленьких экранах трудно что-либо разглядеть. Решили мы приобрести большую доску с соответствующими фигурами. Так как мы сначала сидели на Камчатке, то никому особо до нас дела не было. До одного замечательного момента.
Другие наши одногруппники решили, что просмотр шахматных партии более увлекателен, чем прослушивание весьма посредственного чтения законов. С учётом того, что мы сидели на Камчатке не все желающие могли увидеть происходящее на доске. Потому пошли просьбы нам с товарищем переселиться на первую парту. «Что Вам будет? Вы же отличники! Да и нам будет на что посмотреть». Мы уже тогда с моим товарищем изрядно выпили «Оборзина», потому и решили согласиться с коллективом.
Мы переехали на первую парту. Тут многие наши одногруппники слегка обалдели, но это было только начало. Поначалу мы не сильно наглели и потому доска стояла на скамейке между нами и мы делали вид, что писали лекцию. Правда потом концентрация «Оборзина» в крови зашкалила и доска переехала на стол.
В первый же день мы получили истерику с угрозами проблем на сессии. Только это не особо помогло. При попытке нас удалить лекционная аудитория зашумела и зашипела. Тут до преподши дошло понимание об уровне её авторитета среди студентов. Попытка просто замолчать привела к тому, что студенты в открытую стали обсуждать партию и запустили тотализатор с весьма неплохим банком. Преподша кое как дождалась конца пары и после её окончания подошла к нам с товарищем и сказала «Пи…ц Вам, мальчики». Нам уже было пофиг. Горит сарай, гори и хата!
Следующая лекция после проверки присутствия началась с выставления на парту шахматной доски, расставления фигур и запуска тотализатора. Тут в аудиторию влетает декан с секретарём деканата и начались разборки. На нас попытались орать в стиле «Как Вы смеете не уважать многоопытнейшего преподавателя! Целого кандидата юридических наук!». Да только студенты народ вольный, а студенты юридического факультета тем более. Ответная реакция была такой, что декану нечего было сказать. Преподше вспомнили и её технику чтения, и проверки присутствия на лекции. Некоторые товарищи стали называть преподшу «телом» и осыпать прочими «комплиментами». В отношении нас вступилась и преподаватель, которая вела у нашей группы семинары, которая меня с товарищем на каждой паре допрашивала с «особой любовью и пристрастием». Правда готовились мы на совесть. Конечно, при желании, завалить любого студента можно с лёгкостью, но в отношении нас не стали этого делать.
Когда всем недовольным предложили выйти из аудитории, в ней не осталось никого из студентов. Бунт на корабле во всей красе! Тогда одну из лекций попросили провести преподавателя, которая вела у нас семинары. Это была одна из лучших лекций, которую я когда-либо слышал. Выжимки из законов, анализ судебной практики с указанием конкретных дел, которые можно найти в соответствующих справочно-правовых систем. Естественно, что ни одна фигура на доске за всю лекцию так и не сдвинулась. Даже самые отбитые студенты записывали эту лекцию: кто в тетрадь, а кто на диктофон. Стоит ли говорить, что деканат был завален просьбами о замене лектора. Только эти просьбы остались без ответа.
Преподша снова взялась за дело. Только посещаемость её лекция была на уровне трёх-пяти человек из ста. Да и то они выбирались по жребию или ходили туда от большой необходимости убить время в ожидании иных активностей. Многие ждали зачёта. Он приходился на зимнюю сессию. Зачёт сдавали всей кафедре.
Мы ожидали от преподши реализации её фантазий. Первыми пошли мы с товарищем. Этому было несколько причин. Первая – мы эту кашу заварили и нам предстояло снять пробу. Боязни не было, но были ушки на макушке. Кафедра решила дать проявить себя преподше. Да только тут произошло то, что ожидали студенты, а не другие преподаватели кафедры.
Нас с товарищем опрашивали вдвоём всей кафедрой в присутствии всех наших одногруппников. Ожидалась показательная порка. Допрашивали нас с пристрастием. Мы ответили на все поставленные нам вопросы. Особо зверствовала преподша. Да только она зарыла себя своими же руками.
На пару вопросов, касающихся сроков, я и мой товарищ ответили правильно. Преподша же заявила, что это неверные ответы. Мы с товарищем предложили свериться с первоисточником. Преподша заявила с апломбом, что это ни к чему. Заведующий же кафедрой предложил нам с товарищем либо признать поражение, либо прийти потом на пересдачу. «Юристы заднюю не дают!» заявили мы с товарищем! Тут кафедра увидела весь «профессионализм» преподши. Тут же открыли текст закона в одной из справочно-правовых систем. Стоит ли говорить, что не сдавших зачёт на нашем потоке не было. Даже самые отбитые неучи проскочили.
Нам же с товарищем, которые породили бурю, заведующий кафедрой разрешил не ходить на лекции преподши дабы не драконить её одним своим видом и не порождать лишние нервные потрясения на факультете. Мы с товарищем же попросили не трогать нас с нашими прогулами лекций. На том и порешили.
Дальше, как прошла новость по студентам, преподше был устроен величайший разнос на уровне декана и заместителя ректора ВУЗа. Только это ничего в плане лекций не изменило. Мы с товарищем уже на пары преподши не ходили, предпочитая самоподготовку
Ещё полгода пролетело незаметно. Близился экзамен. Тут преподша решила внедрить «западную систему». Не было вопросов для подготовки. Только темы, весьма обширные. Нас предупредили, что в билете будут три теоретических вопроса и одна задача. Задачи составляла лично преподша. На столах должны были быть только листы бумаги с печатями кафедры и ручки. Парты были расставлены таким образом, чтобы максимально затруднить списывание. Да и были привлечены аспиранты. Помня обещания преподши и зачёт кафедра решила принимать экзамен полным составом. За пару дней до экзамена секретарь кафедры предупредила нас, что хотят устроить «резню».
Стоит ли говорить, что подготовке к экзамену я уделил времени максимально много. Мы с товарищем снова пошли первыми. После времени на подготовку к ответу на билет и решение задачи нас допрашивали поодиночке. Меня допрашивали пару часов. Гоняли по всему курсу как сидорову козу. И это только теоретическая часть. Дальше – задача. И тут… сюрприз. Преподша, как оказалось, сама того не ведая составила задачи с неполными условиями. При решении своей задачи я пришёл к одному решению, преподша к другому. Апломб преподши никуда не делся.
Начался разбор. В результате оказалось, что комиссия пришла к третьему решению. Бинго! Преподша сорвала джек-пот. Её удалили с экзамена, задачи убрали из экзаменационного материала. Только нашему потоку это не сильно помогло, но и не помешало. Комиссия особо не лютовала. Даже списать дали. Время допроса студентов сильно сократили, так как было понятно кто и на что способен и без экзамена. Были и приятные сюрпризы: одни наш троечник, никогда особо не парившийся получил за тот экзамен «отлично». В общем, обычный экзамен со всеми вытекающими.
Преподша вскоре забеременела и ушла «в декрет». Последующим поколениям назначили более толкового лектора. Наш случай стал легендой ВУЗа, которую передают из уст в уста студенты от курса к курсу. Мы же с товарищем успешно закончили ВУЗ и работаем по специальности. Наш поток был одним из лидеров по числе отличников. Интересный факт, не более того.
Коллеги! Какие Ваши воспоминания о временах студенческих и не только?
Поддержать автора на Boosty https://boosty.to/fima_traveller