Российский ударный боевой вертолёт Ка-52 "Аллигатор", несмотря на очевидные успехи с самого начала боевой карьеры, достаточно часто подвергался критике. Иногда обоснованной, но чаще всего, вбрасываемой в информпространство, как элемент грязной конкуренции. Вспоминается история о том, как через полгода после поступления вертолёта на вооружение египетского военно-морского флота, внутри Египта началась кампания по дискредитации камовской машины. Напомню, что в 2016 году "страна фараонов" купила у Франции на деньги саудовских шейхов два универсальных десантных корабля типа "Мистраль", предназначенных для России. Париж тогда в одностороннем порядке разорвал контракт, и теперь можно только подпрыгивать и радоваться, что именно так и произошло. Тем более, всё обернулось хорошо, и наша оборонная промышленность смогла сделать ещё один широкий шаг на египетский рынок, потерянный в середине 70-х. Сами корабли делались исключительно под морскую версию Ка-52, и выбор Египтом наших вертолётов выглядел более чем определенным. К тому же у египетских генералов накопилась масса критики к модификации "Апачей", которые им поставляли США. Его называли "машиной для парадов" из-за откровенно плохого качества и слабых боевых характеристик. "Камов" же в Египте (первая партия вертолётов поступила летом 2017 года) почти сразу залетал и моментально принялся гонять североафриканских бармалеев из запрещенной ИГ на Синае. В Египте сразу заговорили о новой партии грозных российских машин.
Но кому-то за океаном эта ситуация показалась недопустимой, и на "Аллигатора" в местных, а затем и в международных изданиях вылили тонны грязи. Запустил эту кампанию лжи американский авиационно-военный портал The Defence Blog, с ссылкой, как это водится в таких случаях, на неназванные источники. Как вскоре выяснилось, американское издание просто выполняло маркетинговое задание мегаконцерна "Боинг", которому сейчас принадлежит торговая марка AH-64 Apache. На кону стояла большая партия из 42 машин, и "Боинг" не побоялся пойти не прямой подлог, чтобы уничтожить конкурента. Точку в этом споре поставил глава Комиссии и службы по поставкам вооружений Армии Египта , генерал Тарек Саад Заглюль, заявив, что, цитата: "Ка-52 самый современный вертолёт Армии Египта, полностью отвечающий её задачам, прошедший проверку боями в Синае и нам безразлично мнение прессы по этому вопросу". А дальше вы знаете. Проделав минимальную работу над ошибками, "Аллигатор" стал, по меньшей мере, одним из лучших ударных вертолётов на планете. И единственное чего ему не хватало, так это хорошей тяжелой (по вертолётным меркам) ракеты, с заложенным принципом "выстрелил и забыл", вроде американского "Хеллфайра", он же британский "Бримстоун".
Вот это неожиданность. Один из главных критиков российского оружия на Западе назвал БПЛА "Ланцет"самым эффективным в мире. Что случилось?
Примерно в то же время, когда египтянам пришлось защищать поруганную честь нашего вертолёта, в Сирии начались испытания той самой ракеты, которой так нашему вертолёту не хватало. Это, пожалуй, первый на моей памяти раз в истории, когда заказчиком столь серьёзного оружия выступила ФСБ, а не российское военное министерство. Наши контрразведчики использовали заброшенный по неизвестным причинам проект 2007 года и получили для своих спецвертолётов Ми-8АМТШ-ВН "Сапсан" отличный инструмент. Многоцелевую ракету, максимально универсальную, с полностью автоматизированными функциями прицеливания. И, что немаловажно в нынешних реалиях, с камерой в головной части, снимавшей небольшое кино, прежде чем поразить цель.
Так явилась на свет ЛМУР, лёгкая многоцелевая управляемая ракета, известная также, как "изделие 305". Кино, которое снимали для ФСБ ЛМУРы в Сирии, где ракета частенько залетала прямо в окошко домов и схронов лидеров разных бандитских группировок, очень понравилось нашим военным. Но существовала проблема. ЛМУР хоть и называется легкой, но весил (105 кг) почти в три раза больше "Вихря" и в два AGM-114 Hellfire. Интегрировать её со сравнительно небольшими ударными вертолётами оказалось достаточно нетривиальной задачей. Первой такой машиной стал Ми-28НМ, испытавший ЛМУРы в начале 2022 года. С "Аллигатором" всё получилось заметно сложнее. Понадобилось полтора года проб и ошибок, чтобы научить наш лучший ударный вертолёт нести сразу до четырёх таких ракет.
Игра явно стоила свеч. ЛМУРы мало того, что сразу стали отличным дополнением к штатному вооружению, но и заметно увеличили функционал Ка-52, превратив его в, пожалуй, самый мощно вооруженный аппарат такого класса. И на днях пришло хорошее известие, что был выпущен первый серийный "Аллигатор", со специальными пусковыми установками для "изделия 305", с дальностью поражения более 15 км, полностью автоматизированными захватом и удержанием цели и мощной боевой частью (25 кг). Работу ЛМУРа многие из нас видели в прошлом году в отличных роликах, где ракета была "сама себе оператором". Сейчас таких роликов стало меньше, но запуски ЛМУР постоянно фиксируются. А с интеграцией "изделия 305" и его загадочного пока продолжения "изделия 306" на "Камов", надеюсь, их станет ещё больше. Работа проделана большая, и такие усилия не пропадут зря.
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!