Цивилизации всегда считались показателем высокого умственного и духовного развития. Останками их творений мы восхищаемся и по сей день. Однако у медали есть и обратная сторона. Некоторые из, довольно развитых, древних цивилизаций занимались жертвоприношениями людей во имя богов или в рамках других ритуалов.
В данной статье мы рассмотрим 8 цивилизаций, известных своими практиками приношения в жертву людей:
1. Ацтеки (Мексика):
Ацтеки верили, что их боги, особенно бог солнца Хуитцилопохтли, требуют человеческих жертв для поддержания космического порядка и обеспечения благополучия общества. Жертвоприношения проводились в особых храмах, называемых темплами, где жрецы совершали ритуалы.
Обычно жертвоприношение происходило следующим образом: человека, часто пленного во время войны или специально выбранного для этой цели, приводили на вершину храма. Затем жрецы совершали ритуальные действия, включая вырезания его сердца. Тело жертвы затем спускали по ступеням храма, а голову использовали для ритуальных целей.
Жертвоприношения ацтеков были частыми и массовыми. Некоторые источники утверждают, что во время особых ритуалов могло быть жертвовано до десятков тысяч людей за короткий промежуток времени.
Стоит отметить, что информация о жертвоприношениях ацтеков основана на испанских источниках, написанных после завоевания Мексики. Интерпретация и оценка этих практик сильно зависит от точки зрения историков и антропологов. Некоторые исследователи считают, что испанцы могли преувеличивать масштабы жертвоприношений.
2. Майя (Южная Америка):
Жертвоприношение в майя было важной частью их религиозной практики. Майя верили, что боги нуждаются в крови и жизненной энергии людей, чтобы продолжать поддерживать мир и обеспечивать плодородие земли.
Жертвоприношения майя могли быть различными. Одной из наиболее известных форм было «кровавое сердце», жертвоприношение, когда жертвенником открывали грудную клетку живому человеку и вынимали его сердце. Это было сопровождаемо музыкой, танцами и ритуалами.
Но не все жертвоприношения были кровавыми. Майя также приносили животных, пищу, цветы и другие предметы в качестве жертвы. Эти жертвы могли быть сожжены, погружены в воду или оставлены на алтарях.
3. Инки (Южная Америка):
Цивилизация инков, как и многие другие древние культры, практиковала жертвоприношения. Однако, в отличие от ацтеков и майя, их практики жертвоприношений были менее распространены и менее жестоки.
Империя инков была основана на религиозных и космологических верованиях, и жертвоприношения играли важную роль в их ритуалах. Однако человеческие жертвоприношения были в довольно редких случаях, вместо человеческих жертв, жертвоприношения инков, как правило, включали животных или предметы из золота, серебра или других ценных материалов.
Одним из наиболее известных видов жертвоприношений инков было «капакоча», что дословно означает «открытие земли». В этом ритуале животное, обычно лама или альпака, было пренесено в жертву, чтобы обеспечить плодородие почвы и хороший урожай.
Также, в некоторых случаях, важные политические или религиозные лидеры могли быть принесены в жертву, но это было редкостью и связано было, как правило, с особыми обстоятельствами.
В целом, цивилизация инков отличалась более миролюбивым и мягким подходом к жертвоприношениям по сравнению с ацтеками и майя.
4. Древние скифы (Евразия):
Информация о конкретных жертвоприношениях скифов остается довольно скудной и неоднозначной.
Исторические и археологические исследования указывают на то, что скифы могли приносить в жертву как людей, так и животных. В некоторых случаях, жертвоприношения могли быть связаны с ритуалами почитания богов или для обретения благополучия и защиты от бедствий.
5. Египет (Древний Египет):
В отличие от некоторых других древних цивилизаций, в Египте не было широко распространенной практики жертвоприношения людей.
Вместо этого, в Египте большую роль играли жертвоприношения животных. Например, были проводимы обряды, в ходе которых животные, такие как овцы, быки, козлы и птицы, были предложены богам в храмах. Эти жертвоприношения сопровождались молитвами и ритуалами, и их целью было обеспечение благополучия и защиты для царя и всего египетского народа.
Но были некоторые случаи, когда жертвами могли стать люди. Например, во время погребальных обрядов фараонов и некоторых высокопоставленных особ, некоторые из их слуг и придворных могли быть пренесены в жертву, чтобы сопровождать умершего в загробный мир.
6. Чавинская цивилизация (Перу):
В чавинской цивилизации, которая процветала в древнем Перу примерно с 900 по 200 год до н.э., имели место ритуальные жертвоприношения, включая и людей. Однако информация о точных деталях и масштабах этих практик ограничена и основывается на археологических находках и интерпретациях.
В ходе археологических раскопок в местах проживания чавинских народов обнаружены останки людей, которые предположительно были подвергнуты жертвоприношению. Некоторые исследователи полагают, что жертвоприношения проводились с целью укрепления социального и религиозного порядка, а также для обеспечения благополучия и процветания общества.
Следует отметить, что на сегодняшний день нет конкретных доказательств или достоверных источников, которые бы подтверждали частоту или детали жертвоприношений в чавинской цивилизации.
7. Карфаген (Африка):
Основной источник информации о жертвоприношениях в Карфагене - это древние греческие и римские источники, которые описывают культы и ритуалы этого города. В этих источниках упоминается, что карфагенцы практиковали жертвоприношения людей, особенно детей, богам, таким как Молох и Баал Хаммон.
Описания жертвоприношений в Карфагене вызывают у нас ужас и отвращение. По некоторым данным, детей жертвоприношали, чтобы обеспечить благополучие и защиту города, а также в качестве покаяния за грехи. Эти жертвоприношения могли быть проведены путем сжигания, утопления или даже разрывания тела.
Информация о жертвоприношениях в Карфагене основана на отчетах враждебных источников, таких как греческие и римские авторы, которые могли преувеличивать или искажать факты с целью демонизации карфагенцев. Также существуют различные теории и споры среди историков относительно наличия и масштабов этих практик в Карфагене.
8. Кельты (Европа):
Некоторые исторические источники упоминают о ритуальных жертвоприношениях людей у кельтов, особенно во время важных религиозных церемоний или во время войны. Однако, эти сведения основаны на отчетах римских и греческих авторов, которые могли искажать или преувеличивать факты, чтобы привлечь внимание к «варварским» обычаям кельтов.
Большинство современных исследователей считает, что жертвоприношения людей у кельтов были редкими и не являлись широко распространенной практикой. Кельты, как и многие другие древние народы, приносили в жертву животных, таких как скот, птицы или дикие животные, чтобы умилостивить богов.
Жертвоприношения были частью культурного и религиозного наследия многих цивилизаций в истории. Хотя некоторые из этих практик кажутся жестокими и непостижимыми в нашем современном мире, они отражают сложность и многообразие культур и верований тех времен. Важно помнить, что понимание этих религиозных практик должно рассматриваться в контексте исторического и культурного значения, а не современных мер и стандартов.