Найти тему

Рейтинги российского ТВ 2016-2022

Оглавление

В этой статье расскажу о том, что изменилось за 7лет на российском телевидении с точки зрения рейтингов. При написании статьи я пользовалась рейтингами, которые приводит компания Mediascope, а также открытыми источниками в СМИ.

Из м/ф "Ну, погоди!"
Из м/ф "Ну, погоди!"

2016 год

Лидирующую позицию на телевидении удерживала так называемая Большая Тройка: Россия-1, Первый канал, НТВ. Вместе они привлекали 34% аудитории. Аудитория росла с увеличением возраста зрителей. Так, например, за счёт женской аудитории 65+, телеаудитория России-1 в 2016 году выросла на 2%. Именно эта аудитория стала целевой для традиционно «мужских» НТВ и Пятого канала, а вот СТС увеличил, наоборот, мужскую целевую аудиторию.

Другие каналы тоже не отставали. В 2016 году РЕН ТВ поменял программную политику, что сказалось на его рейтингах: его доля выросла на 25%. Доля Пятницы – также на 25%.

А вот молодая аудитория (моложе 55 лет) стала постепенно перетекать от телевизоров к другим устройствам потребления контента – планшетам, телефонам, компьютерам.

2017 год

Далее, в 2017 году, суммарная доля каналов «большой тройки» (Первый канал, Россия-1 и НТВ) начала падать, а доля других каналов – расти. И хотя в телесезоне 2017 года наибольшая доля в "всех 4+" принадлежала России-1 (13,5%) (благодаря аудитории 55+) и Первому каналу (12,3%) – в основном за счет средневозрастной аудитории (35-44 и 45-54), подростки (12-17 лет) предпочитали СТС, а молодые зрители (возрастные группы "18-24" и "25-34") – ТНТ. Сдвиг телеканала ТНТ в прайм-тайм на отечественное производство вместо зарубежных фильмов в праймтайм помог увеличить долю.

В сезоне 2017 года доля Пятого канала выросла во всех аудиториях: 4+, 18+, 25-59, но особенно среди женской. Домашний при этом оставался единственным постоянно растущим каналом на рынке и увеличил свою долю благодаря предпрайм слоту. Рен ТВ восстановил свои позиции за счет собственных сериалов, отечественных и документальных программ Discovery и по итогам 2017 года стал вторым популярным среди мужчин каналом.

2018 год

В 2018 году большинство крупных российских каналов потеряли своих зрителей. На удивление многих, ТНТ выпал из пятерки самых популярных среди всех россиян каналов 4+.

Третий год подряд «Россия 1» удерживала лидирующие позиции, оставаясь самым популярным телеканалом для всех зрителей 4+ со среднедневной долей 12,8%. У Первого доля была — 11,7%. Третье место принадлежало каналу НТВ — 9,2%.

По итогам 2018 года только двум телеканалам — Пятому и Рен ТВ, наоборот, удалось увеличить среднюю долю на 0,16 п.п. до 6,25% и 5,34% (рост на 0,14%) соответственно.

Онлайн-просмотр становился чрезвычайно популярным среди россиян и охватывал уже 77% населения в возрасте 12–64 лет в городах (с населением от 100 тысяч).

При этом среднесуточная продолжительность телесмотрения снизилась до 228 минут (против 239 в 2017 году).

В России VOD находился на подъеме.

Кстати, прирост к общему телерейтингу на 1,7% обеспечило то, что со второй половины 2019 года Mediascope стал измерять телесмотрение по всей России, включая сельскую местность.

2019 год

Несмотря на то, что телеканалы так называемой «Большой тройки» уже несколько лет теряли зрителей, они по-прежнему сохраняли свои лидирующие позиции. По итогам 2019 года доля России-1 составила 11,9% (аудитория 4+). Первый канал снова занял второе место с 10,5%. НТВ становился третьим уже много лет подряд: его доля в 2019 году составила 9%.

Впервые с 2011 года канал СТС в 2019 году обогнал ТНТ, давнего конкурента в сегменте 14-44. В 2019 году ТНТ показал в среднем 9,32% долю в аудитории 14–44 лет, тогда как доля СТС составляла 9,36%. Рост аудитории канала СТС в 2019 году был обеспечен сразу несколькими успешными запусками как минимум двух проектов, ставших хитами – сериала «Дылды» и шоу «Форт Боярд». Кроме того, хорошие показатели каналу приносили фильмы. Более того, во время пандемии на СТС вернулась молодежь 4–25 лет, за счет чего просмотры выросли более чем на 30%.

Другой медиаканал СТС, Домашний, продолжал расти благодаря выходу мелодраматических сериалов в праймтайм.

2020 год

В Большой тройке было без перемен.

В первом квартале 2020 года НТВ показало положительную динамику, но в марте произошел отток аудитории до финального выпуска адаптации шоу «Маска», которая принесла рекордный рейтинг НТВ.

Четвертое и пятое места занимали РЕН ТВ и Пятый канал.

Благодаря запуску цифровых мультиплексов зрители получили доступ как минимум к 17 телеканалам. А это принесло рост долей следующих каналов: Пятого (доля 6,6%), СТС (4,9%) и Домашнего (3,8%), ТВЦ (3,1%) и ТВ-3 (3,1%).

Падение рейтингов ТНТ продолжилось и в 2020 году.

В 2020 году Домашний канал стал лидером по росту доли как в женской аудитории 25–59 лет, так и в аудитории 18+.

До апреля 2020 года продолжительность телепросмотра составляла 3 часа 40 минут. Из-за пандемии коронавируса время телесмотрения весной 2020 года увеличилось. Наибольший прирост времени просмотра телепередач наблюдался среди детей 4-17 лет - 34%, а также среди зрителей 45-54 (30%) и 55-63 (28%). При этом был виден рост всех жанров телевизионных программ, особенно документальных, общественно-политических и новостных.

2021 год

Потребление интернет-контента в России росло (в основном в группе 18-24 лет), а количество людей, смотревших телевидение, продолжило падать.

Несмотря на рекордно высокий спрос на платное телевидение в 2020 году, рост абонентов платного телевидения в 2021 году был низким, поскольку рынок постепенно насыщался. IVI, Кинопоиск HD и Okko входят в число крупнейших онлайн-платформ.

2022 год

В целом, Россия 1 усилила присутствие на первом месте рейтинга (14,3%). При этом его доля увеличилась на 23%. Доля НТВ выросла до 9,6%, а доля Первого канала уменьшилась до 8,6%.

Показатели Рен ТВ и Пятого канала почти не изменились.

Вот здесь можно сделать подборки российских сериалов и шоу по жанрам и тегам - @RFTVplatformBot