Вы, наверное, обращали внимание, что наиболее почитаемые иконы в храмах бывают увешены различными драгоценными украшениями: кольцами, перстнями, золотыми или серебряными цепочками с крестиком. Откуда взялась эта традиция, и что она означает?
Все эти изделия люди приносят из чувства благодарности к тем святым, которые помогли им в решении тех или иных проблем: помогли исцелиться, найти работу или разрешить трудную ситуацию.
Это воспринимается как чудо, и люди готовы пожертвовать чем-то дорогим, поэтому и отдают свои драгоценности.
Эти украшения свидетельствует о той помощи, которую получают люди от чудотворного образа.
Когда украшений становится слишком много, их снимают, продают и полученные средства тратят на нужды храма. Или же изделия переплавляют и изготавливают для иконы дорогой оклад.
Традиция — награждать богов и духов подарками — была присуща множеству языческих культов. Подарки богам и идолам находят в античных храмах, египетских гробницах, славянских капищах... Вероятно, отголоски этой древней традиции перешли и в христианство.
А начало этому в раннем христианстве положил богослов и философ Иоанн Дамаскин, который жил в восьмом веке. Во времена иконоборчества он встал на защиту икон, был оклеветан перед императором, и в наказание подвергся отсечению кисти правой руки. Кисть была вывешена на рыночной площади, а после отдана Иоанну.
Вернувшись в келью, Иоанн приложил кисть к руке и долго молился перед иконой Богородицы, пока не уснул от усталости. Утром он обнаружил, что кисть срослась. В знак благодарности он повесил на икону серебряное изделие в виде кисти руки.
В Греции, например, при храмах существуют торговые лавки, где можно специально купить серебряные изделия в форме сердечек или ладоней, и отнести эту жертву в храм.
Согласно учению Христа, главный же источник жертвенности — это любовь к ближнему. Иисус говорит, что нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих.
Известный священнослужитель и проповедник протоиерей Димитрий Смирнов любил повторять пословицу: «Храм не строй, сироту пристрой». Хотя сам и храмы строил, и детские дома открывал, и курировал их. Он был самым многодетным отцом Москвы, хотя эту сторону своей деятельности афишировать не любил.
Известный православный богослов, профессор Московской Духовной Академии и Семинарии Алексей Ильич Осипов считает, что не бывает чудотворных или не чудотворных икон. Потому что не икона помогает человеку. Дело не в том, перед какой иконой мы молимся, а в том, как мы молимся. С верой, смирением, покаянием...
Господь говорит:
«Дай Мне сердце твое, сыне».
Бог соединяется с человеком, когда тот обращается к Нему искренне с молитвой. И только тогда и происходит чудо.
Ещё статья: Всем ли помогают чудотворные иконы? Объясняет Алексей Осипов.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господь бог смирение