В книге «Встречаемся в будущем» Мария Сидлер использует классный приём, который делает предложенные истории актуальными и увлекательными: она сплавляет современные образы и сказочные (в данном случае — фантастические) допущения.
«Наш дворник дядя Миша — очень добрый киборг», — одна эта фраза вызывает и удивление, и узнавание.
У читателя в голове всплывает привычный образ дворника, но вместе с тем надо допустить, что он киборг! Мозг начинает скрипеть, но тут же, становится интересно, что дальше!
Следующая деталь: звуки дворника-киборга мешают спать, они будят героев каждое утро. Но и привычный нам современный дворник будит дом! Просто звуки другие. Получается, что люди остаются людьми, а сеттинг меняется: «Мама умной технике не очень доверяет, но папе наше питание она доверяет ещё реже, и тогда автоповар всех выручает».
Автор задаёт этические, волнующие вопросы и темы для размышлений, например: «Все говорят, что киборги — больше машины, чем люди. А передо мной сидит скорее человек в теле машины».
Отношения брата и сестры, мамы и папы, центральной семьи из книги «Встречаемся в будущем» — настоящий пример для подражания. Взаимопомощь и взаимопонимание — ещё один слой истории, который хочется пристально разглядывать и внедрять в собственную жизнь.
Фантастический сеттинг дан широкими мазками: автор собирает все базовые элементы из жанра научной фантастики: киборги, умный дом, космос, машина времени… И адаптирует их под среднестатистического школьника. Так, в первом же абзаце сразу три удивления: хендтоп, виртуализация в школу и генетик-машина, которая, впрочем, не сильнее природы («природа, даже сильно подкреплённая наукой и техническим прогрессом, распорядилась по-своему»).
Интересно, что герои решительно вмешиваются в биосферу Земли (эпизод с колонией водяных медведей), а в отношениях с историей (эпизод со спасением Янтарной комнаты), вторят Брэдбери:
«Сотрудникам Института строго-настрого запрещено долго находиться в прошлом и как-то влиять на него. Всё должно идти своим чередом. И только в самый-самый последний момент можно выхватить рукопись из огня».
Думаю, было бы интересно предложить ребенку почитать, вслед за книгой Марии Сидлер, классические рассказы Рея Брэдбери, чтобы потом подискутировать на этот счёт.
Каникулы на космической станции — моя любимая часть книги.
«Василиса, ты можешь вырастить ёлку по-быстрому?» — ребёнок легко идентифицирует себя с героями. Да, ножик в будущем лазерный, да, действие происходит на космической станции, но всё остальное… такое земное! Например, желание нарядить ёлку на Новый год.
Даже плен в виртуальной реальности похож на обычный кошмар, где события последних дней перемешались, а мама превратилась в страшного робота! Ну и ну!
По словам главной героини истории, «подросткам всегда хочется драйва», а автору, в свою очередь, удалось создать максимально драйвовую, многоплановую историю. Рекомендуем к прочтению!
Мари Москва, литературный критик.