Найти тему
My Side

Музыка Манчестера. Часть 9

Новый порядок, или жизнь после Кертиса. История New Order.

Итак, Йен Кертис покончил с собой. Началась новая эра – эра группы New Order, что переводится как «Новый порядок». Оставшиеся в живых участники «Дивизии» продолжили играть под символическим новым названием. Новый порядок касался и смены стилистики группы, и некоторых кадровых перестановок: теперь Бернард Самнер, в бытность «Дивизии» исполнявший функции гитариста, теперь стал и гитаристом, и вокалистом; в группу взяли четвертую участницу – Джиллиан Гилберт, которая выполняла в группе функции второй гитаристки, а также клавишницы. Джиллиан в скором времени станет женой барабанщика Стивена Морриса. К слову, Стивен Моррис и Питер Хук остались за своими инструментами – на барабанах и бас-гитаре соответственно. Бернард Самнер поначалу не горел желанием становиться новым фронтменом группы. Петь, к тому же, он на первых порах почти не умел (это слышно на ранних альбомах New Order).

Поначалу в группе царила неопределенность и нерешительность после самоубийства их товарища. Но как бы то ни было, идти дальше надо. После Кертиса остались несколько песен, которые New Order доделали. Одна из них – Ceremony.

Сотрудничество с лейблом Factory Records группа продолжила и в 1981 году компания выпускает первый альбом «Нового порядка» под названием Movement. Продюсером снова выступил Мартин Хэннет. Надо сказать, что дух покойного Кертиса еще витал над группой и альбом получился очень "кертисовским" в плане мрачности, недосказанности и депрессивности. Конечно, сказывалось состояние участников группы во время записи альбома. По сути, это был еще все тот же пост-панк, но в некоторых песнях с альбома уже чувствовалось, что очень скоро группа сменит свой мрачный пост-панк на танцевальную электронику и синти-поп. Например, в то время ребята записали песню Temptation, в которой проскальзывает звучание синти-попа. Эта песня станет визитной карточкой группы на концертах. Песня с альбома Dreams never end дает нам редкую возможность послушать в составе New Order вокал басиста Питера Хука. Именно он один и исполнил эту песню. Это был тот момент, когда группа еще не знала, кому отдать роль вокалиста. К слову, Хук спел ее монотонно и загробно, но по-своему интересно. Что же касается вокалиста Самнера, то он будто копировал стиль пения покойного Кертиса и, слушая эту пластинку, порой кажется, что сам Йен каким-то чудом вернулся и записал все партии.

Альбом этот считается наименее удачным у группы. Это был период, когда группа потихоньку избавляется от тени «Дивизии» и уходит в совершенно другую «степь».

Если мы посмотрим на концертные выступления группы тех лет, то увидим неподвижных людей, стоящих на сцене, без эмоций играющих свои песни. Самнер стоял у микрофона неподвижно и с каменным выражением лица, не выражающим абсолютно ничего. Голос его тоже был абсолютно монотонным и отстраненным. Басист Хук вообще стоял спиной к зрительному залу. Эта отстраненность и закрытость от внешнего мира станет визитной карточкой ансамбля на протяжении всех 80-хгг. Группа старалась окутать себя тайной. Это касалось, в частности, оформления обложек альбомов, которыми вновь занимался Питер Сэвилл. Только теперь недосказанности стало еще больше. Названия группы и названия альбомов теперь всегда помещались во внутренние стороны конвертов. Названия сингла кодировались с помощью разноцветных кубиков, как в случае с обложкой сингла Blue Monday. Как признавался Самнер, виной такого каменного и невеселого поведения на сцене был клуб Hacienda, который был открыт в 1982 году самими участниками группы и Робом Греттоном. Клуб, как было уже сказано, съедал много денег, был на первых порах убыточным. Те деньги, что зарабатывали на пластинках и синглах участники New Order, уходили, в том числе, в это заведение. Как сказал однажды Самнер, он знал, что заработает деньги, которые сам же и не увидит.

Еще одна особенность группы – названия песен и альбомов как правило не совпадали с содержанием. В 1983 году New Order выпустили свой второй альбом Power, corruption and lies. Несмотря на устрашающее и политическое название, альбом не имел никакого отношения к политике. В том же году ребята выпускают свой суперуспешный сингл Blue Monday. Cама песня Blue Monday представляла собой синти-поп с сильными танцевальными ритмами, которые обеспечивала не барабанная установка, а драм-машина. Обложка сингла символична: сквозь прорези дискеты проглядывает виниловая пластинка. Это был переломный момент для группы – с этого момента New order стали обретать свое новое лицо. Партия баса в песне Blue Monday была позаимствована из темы Энио Морриконе из фильма «На несколько долларов больше». В этом признался бас-гитарист группы Питер Хук.

В 1985 году выходит их очередной альбом Low-life. Альбом содержал как танцевальные треки («Perfect kiss», «This time of night» и др.), так и композиции на стыке танцевальной и рок-музыки («Sunrise»). Не обошлось без курьеза: в песне «This time of night» используется реплика одного известного писателя, колумниста и алкоголика из Лондона Джеффри Бернарда том, что он как никто лучше знает, что такое жизнь на дне. В самом начале песни можно услышать его голос. Когда сам автор об этом узнал, он стал грозиться подать в суд – он не хотел «светиться» в поп-песне, так как ненавидел всеми фибрами души поп-культуру в принципе.

В 1986 году New Order выпускают свой новый альбом Brotherhood и следующий релиз они выпускают только через три года.

В 80-е гг. царила на мировой музыкальной сцене «новая волна». Музыканты этого направления меняли вектор развития мировой музыки, использовали синтезаторы, драм-машины, компьютерные технологии. Это период, когда господствовали такие команды и музыканты, как Depeche mode, Duran duran, Тalk talk, Ultravox, Dead or Alive, Franky goes to Holliwood, Art of Noise, Human League, Сulture club, Джими Соммервиль, Гэри Ньюман, Pet shop boys и другие. Многих из них можно отнести к «новым романтикам» - направлению музыкантов, использующих синтезатор как основу, имеющих вызывающий образ и пр. Это была эпоха изобретения новых жанров, открытий. Группа New Order тоже не осталась в стороне от всего этого, активно продвигая электронную синтетическую поп-музыку.

Но в середине 80-х произошла еще одна революция – рейв-революция. Наступила эра эйсид-хауса, который пробрался и в Манчестер, и назад отступать уже было нельзя. Группа тут же увидела новые тенценции и этот кислотный ветерок учуяла. Наступает эпоха Мэдчестера, появляются альбомы и песни, которые станут основополагающими в этом жанре. Выпускаются альбомы Happy Mondays, The Stone roses, inspiral Carpets, 808 state, EMF и других. New Order в 1989 году выпускают свой еще один переломный альбом Technique. Был выпущен сингл Fine time, отдающий кислотностью и являющийся собирательным музыкальным портретом эры Мэдчестера. Альбом вообще принято считать их самой лучшей работой. Действительно, времена прекрасные: лейбл Factory еще не разорился, эпоха Мэдчестера в самом разгаре, New order на пике своей формы. Альбом содержит ряд интересных песен. Опять же, он был выполнен на стыке гитарного рока и танцевальности. Гитарные треки вроде Dream Attack и Love Less контрастируют с танцевальными номерами, вроде Round and Round и упомянутым уже Fine time. Этому альбому присуща та эйфорическая светлая палитра, по которой можно узнать лишь New Order позднего периода. Самнер уже научился по-настоящему управлять своим голосом, петь стал он чище и лучше. Этот альбом занимает свое достойное место в эпохе Мэдчестера.

В то же самое время участники New Order начали создавать свою музыку на стороне. Ребятам стало тесновато в группе и они начали создавать сторонние проекты. Одним из первых был басист Питер Хук, создавший группу Revenge, которая выпустила в ноябре 1989 года сингл 7reasons. Барабанщик Стивен Моррис со своей женой, гитаристкой и клавишницой Джиллиан Гилберт создали свою группу The other two – в октябре 1991 г. они выпустили сингл Tasty fish. Ну а вокалист Бернард Самнер в конце 80-х. создал свою супергруппу Electronic совместно с Джонни Марром, гитаристом уже распавшихся к тому времени The Smiths. В декабре 1989 г. они выпустили сингл Getting away with it совместно с Нилом Теннантом, вокалистом поп-группы Pet shop boys. На протяжении 90-х. они выпустят три альбома. В 1991 году выходит их первая работа – одноименный альбом Electronic, содержавший ту самую Getting away with it, а также ряд других ярких вещей – например, Get the massage, Gangster и другие. В 1996 году выходит их вторая работа Raise the Pressure. К записи альбома был подключен Карл Бартос из группы Kraftwerk. Альбом напоминает работы New order в плане опыления акустического рока с танцевальной электроникой. В плане эйфорического звучания он пересекается со звучанием альбома «Нового порядка» Technique. В 1999 году выходит их третий альбом Twisted Tenderness, являющийся полной противоположностью предыдущему диску Electronic. Он был выдержан в жестком гитарном стиле. После этого проект прекратил свое существование.

Но как бы не были заняты участники New Order своими делами на стороне, о своем главном детище они не забывали. В 1993 году выходит их новый альбом – Republic, доработанный на лейбле London Records под руководством Стивена Хейга, известного в 80-е гг. поп-продюсера. Записывали они альбом в напряженных условиях – начала группа работу над ним еще на трещавшем по швам лейбле Factory, издававшем свой последний вздох. Клуб Hacienda также трещал по швам, был на грани банкротства. Руководство лейбла поторапливало группу скорей записать альбом, чтобы поправить свое худое финансовое положение. Это был настоящий стресс для музыкантов. Но в итоге, в 1992 году лейбл развалился окончательно, и группа перешла на другой, дорабатывать свой альбом. Альбом в целом получился электронным, выдержанном в стиле хаус. Он содержит такие работы группы, как песни Regret (которую все же можно отнести с натяжкой к року), Spooky, Liar и другие. Участники группы были не очень довольны результатом. Слишком много обволакивающих синтезаторов, наслоений звука, электроники.

Следующий их релиз состоялся аж через 8 лет. В 2001 году выходит их новый альбом Get Ready, который получился роковым. Тут практически нет танцевальных треков, зато очень много гитарных громких вещей. Этот альбом был во многом вдохновлен шотландской группой Primal Scream, а во многих треках проскальзывает панковская и гаражнороковая эстетика (MC5, The Stogges). Альбом содержит такие боевики, как Rock the Chack, Primitive notion, Slow Jam. В песне Turn my way Самнер поет вместе с Билли Корганом из Smashil Pumpkins. Этот альбом - возврат к своим панковским корням. Критики альбом встретили неоднозначно.

В 2005 году выходит их новый альбом Waiting for the silence call. Тут снова группа обратилась к своему привычному формату – чередование рок-номеров с танцевальной электроникой. Я хочу выделить такой мощный рок-боевик Hey now what you doing, который использовался у нас в рекламе стиральной машины Indesit moon. В песне Jeatstream Самнер поет дуэтом с Аней Матроник, вокалисткой Scissor sisters. Многие записанные в тот период песни затем войдут в их следующий лонгплей Lost sirens (2013). Альбом не является выдающимся, по мнению критиков, но, тем не менее, это хорошее напоминание о том, что группа еще жива.

Трения между Хуком и остальными стали учащаться. Во время записи этого альбома все буквально были на нервах. Вскоре после этого альбома Хук порвет отношения со своими коллегами по группе. Но в 2007 году Антоном Корбайном был выпущен фильм о Йене Кертисе «Контроль» и участники New Order вновь собрались, чтобы появиться на премьере фильма и дать интервью о покойном товарище. Именно в то время Питер Хук откололся от коллектива окончательно и не разговаривает с бывшими коллегами по сей день. Группа какое-то время была не у дел. В 2007 году Самнер, Моррис и Каннингем создали новую группу Bad Leitenant, названную в честь одноименного фильма Абеля Феррары и играющую инди-поп. По факту, это был New Order без Хука. Они выпустили всего один альбом и вскоре прекратили свое существование.

Со временем группа в слегка обновленном составе вновь продолжила деятельность под вывеской New Order, чем ввела в бешенство бывшего бас-гитариста Питера Хука, который говорил, что они просто спекулируют на старом названии. В 2013 году, как уже было сказано, вышел их лонгплей Lost sirens, включающий в себя песни, не вошедшие в их предыдущий диск 2005 году, но записанные на той же сессии.

Уже без Хука, но с новыми участниками
Уже без Хука, но с новыми участниками

Сегодня группа продолжает выступать на разного рода фестивалях, дает концерты, выпускает сборники песен, но «золотые годы» ее остались далеко позади. К тому же, потеряв такого маститого басиста, как Питер Хук, далеко не уедешь, ведь именно его бас-гитара задавала тон как в Joy Division, так и в New Order. Можно смело сказать, что его бас-гитара в песнях «Нового порядка» была одной из жемчужин группы. Я, конечно, не умаляю роль вокалиста и гитариста Бернарда Самнера – он потрясающий фронтмен, гитарист и мелодист. Но, если убрать один из важных элементов организма, организм уже не будет полноценным. То же самое касается Pink Floyd, когда в начале 80-х. группу покинул со скандалом Роджер Уотерс. Группа продолжила выступать и записываться и без него, но как можно продолжать без одного из главных идеологов и концептуалистов группы?

Как бы то ни было, New Order навсегда вошла в историю как одна из самых великих групп и уж точно - одна из самых громких в Манчестере.