Найти тему
Вокал без границ

Вокальное дыхание. Часть 1. Научные исследования

Оглавление
Запись на уроки и индивидуальные консультации по электронной почте в описании канала.
Запись на уроки и индивидуальные консультации по электронной почте в описании канала.

Вокальное дыхание - это один из самых спорных вопросов вокального образования. Эта статья посвящена исключительно научно признанным фактам, которые можно смело воспринимать как аксиомы. В конце цикла статей о дыхании я обязательно расскажу о своих личных выводах, сделанных в процессе работы с учениками, написании диссертации и погружении в вопрос.

1. Существует несколько типов вокального дыхания.

Обычно тип дыхания идентифицируется отделом/органом контролирующим выдох. В общем и целом все многообразие сложных названий типов дыхания можно, условно, разделить на три вида:

  • грудной тип дыхания (при вдохе поднимается грудь)
  • нижнереберный тип дыхания (вдох и выдох контролируются ребрами).

Может встречаться и более сложные названия типа "верхнереберно-******", "абдомиально_****", и т.д. Данный тип дыхания чаще всего исповедуют эстрадно-джазовые певцы

  • брюшной тип дыхания (вдох и выдох, контролируются животом)
Здесь вы не найдете любимого всеми "диафрагмального дыхания", так как если вникать в суть преподавания того или иного педагога/школы, это, к сожалению, может быть не одно и то же, и по описанию подходить либо ко второму пункту моей классификации, либо к третьему.

2. Смешанный тип дыхания - это использование более одного типа дыхания в процессе вокализации (обычно двух, об этом в следующих статьях)

3. С точки зрения физиологии существует общая закономерность:

Чем выше голос, тем "выше" стереотип дыхания.

Так высокое (колоратурное) сопрано и дети в большинстве (не все, но как правило) могут дышать грудным типом дыхания, мужские голоса и низкие женские - животом. Средние типы голосов могут дышать практически в любом типе. Это я говорю о физиологических (стартовых) предпосылках к тому или иному типу дыхания.

На этом этапе уже нужно понимать, что общих рекомендаций всем, просто не может быть. То, что хорошо басу - противопоказано сопрано и т.п. Однако, ниже я расскажу о некоторых из рекомендаций, которые могут вступать в конфликт с вашей природой, а вы сами решите, что с этим делать!))

4. Какой тип дыхания рекомендуют фониатры?

Л. Б. Рудин "Основы голосоведения" (М. - 2009)
Л. Б. Рудин "Основы голосоведения" (М. - 2009)

Выше фото отрывка книги кандидата наук, врача - фониатра Льва Борисовича Рудина, который преподавал мне в Университете, ныне известный медийный врач-фониатр.

Расшифровываю написанное. В данном отрывке автор пытается дать общий совет для всех, и сначала говорит о том, что оптимальным является нижнереберный тип дыхания (который он в начале считает частным случаем грудного типа), потом обобщает и говорит о смешанном типе дыхания.

Здесь можно запутаться, потому как автор пытается дать общие рекомендации, а как я уже сказала, их нет и не может быть!

5. Как учила дышать старая итальянская школа?

Согласно историческим научным источникам (В. А. Багадуров "Очерки по истории вокальной педагогики". Часть1). Старая итальянская школа учила грудному типу дыхания. Эта тенденция сохранялась вплоть до трактата Гарсии, в первом издании которого говориться о грудном типе дыхания, а уже во второй его редакции Гарсия пересматривает это вопрос в сторону смешанного типа дыхания, но все еще отличного от современной теории. (В. А. Багадуров "Очерки по истории вокальной педагогики". Часть2)

Это вполне логично, так как изначально вокал преподавали в духовных учебных заведениях мальчикам. Дети преимущественно дышат грудным отделом, как уже было упомянуто выше, вот и получается грудной тип дыхания.

Существует чудесная кандидатская диссертация (1975г.) Ярославцевой Л. К. "Особенности дыхания у певцов" с научными руководителями Л. Б. Дмитриевым и Натальей Шпиллер, в которой автор с помощью специального прибора выявляет закономерности дыхания при различных типах дыхания у певцов, но об этом в следующих статьях.