Адлерианская терапия фокусируется на понимании образа жизни и социальных интересов человека, изучении прошлого опыта и семейной динамики, поощрении постановки целей и позитивных изменений в поведении для преодоления воспринимаемых барьеров и формирования чувства принадлежности и цели.
Техники Адлерианской терапии
Адлерианская теория, сформулированная Альфредом Адлером, уходит корнями в индивидуальную психологию. Она делает акцент на понимании целостной личности в ее социальном контексте и подчеркивает важность чувства принадлежности, значимости и вклада в общество.
Методы, используемые в Адлерианской терапии, направлены на понимание образа жизни человека, преодоление и переориентацию нездоровых убеждений, а также на поощрение социально полезного поведения.
В Адлерианской терапии особое внимание уделяется сотрудничеству, инсайту, самоанализу и поощрению. Благодаря пониманию и переориентации глубоко укоренившихся убеждений и моделей поведения человек получает возможность жить более целенаправленной и социально связанной жизнью.
Ниже приводится описание основных техник Адлерианской терапии:
- Взаимодействие и построение отношений: Установление прочного терапевтического альянса имеет жизненно важное значение. Терапевт создает атмосферу доверия, уважения и сотрудничества. Для того чтобы терапия была эффективной, человек должен чувствовать, что его понимают, поощряют и принимают.
- Оценка образа жизни: Это отличительная черта Адлерианской терапии. Терапевт собирает данные о воспоминаниях клиента о раннем детстве, семейной констелляции (порядок рождения, братья и сестры, отношения с родителями) и основных жизненных событиях. Все это позволяет понять основные убеждения, ценности, цели и стратегии клиента, позволяющие ему справляться с жизненными трудностями.
- Ранние воспоминания (РВ): Терапевт просит клиента вспомнить самые ранние воспоминания. Воспоминания рассматриваются не с точки зрения их фактического содержания, а с точки зрения того субъективного смысла, который им придает человек. Эти воспоминания дают представление об убеждениях клиента, его стратегиях преодоления трудностей и мировоззрении.
- Поощрение: Адлер считал, что поощрение более эффективно, чем похвала. Поощрение помогает людям увидеть возможности и поверить в свои способности преодолеть трудности. Терапевты используют эту технику для мотивации клиентов, повышения их самоэффективности и формирования позитивного мировоззрения.
- Действие "как если бы": Эта техника заключается в том, что клиента просят действовать так, как если бы он уже был тем человеком, которым он хотел бы стать, или как если бы он уже преодолел определенную проблему. Это позволяет клиенту пережить различные модели поведения, эмоции и результаты, что способствует изменениям.
- Парадоксальное намерение: Эта техника используется для клиентов, застрявших в определенном поведенческом паттерне. Терапевт может проинструктировать их об усилении или намеренном участии в нежелательном поведении. Цель заключается в том, чтобы клиент лучше осознал абсурдность или иррациональность своего поведения, что приведет к его оспариванию и изменению.
- Поймать себя: Клиентов учат распознавать и ловить себя, когда они попадают в привычные, контрпродуктивные модели поведения. Распознав эти модели в момент их возникновения, клиент может принять решение перенаправить свои действия или мысли в более конструктивное русло.
- Плевок в суп: Этот метафорический прием делает поведение клиента, приводящее к саморазрушению, непривлекательным, подчеркивая его негативные последствия. Например, если клиент оттягивает время, терапевт может подчеркнуть тревогу, упущенные возможности или разочарования, возникающие в результате такого поведения.
- Техника "Нажатие кнопки": Эта техника используется для того, чтобы подчеркнуть, что человек может контролировать свои реакции и чувства. Клиентам предлагается представить, что у них есть две кнопки: негативная (например, гнев) и позитивная (например, спокойствие). В процессе тренировки они учатся "нажимать" на позитивную кнопку в ситуациях, когда обычно реагируют негативно.
- Постановка задач и ориентация на достижение цели: Адлерианские терапевты часто ставят перед клиентами задачи или домашние задания, которые они должны выполнить между сессиями. Такие задания способствуют развитию самосознания, дают возможность отработать новые модели поведения и направляют человека к достижению поставленных целей.
- Ролевые игры: Разыгрывая конкретные ситуации, клиенты могут исследовать эмоции, поведение и альтернативные варианты реакций. Это эффективный способ отработки новых стратегий и моделей поведения перед их применением в реальной жизни.
- Управляемое воображение: Терапевты проводят клиентов через яркие воображаемые переживания. Это может помочь людям справиться со страхами, визуализировать успешные результаты или взглянуть на ситуацию с новой точки зрения.
- Обратная связь и интерпретация: По ходу терапии терапевт предоставляет обратную связь и интерпретации, которые помогают клиентам понять свое поведение, убеждения и чувства. Это понимание может проложить путь к изменениям.
- Техника зеркала: Клиента просят говорить о себе в третьем лице, как будто он говорит о ком-то другом. Такое дистанцирование позволяет сделать самооценку более объективной и выявить модели саморазрушения.
Этапы адлерианской терапии
В следующем разделе кратко изложены шесть этапов адлерианской психотерапии, разработанные Стайном и Эдвардсом (2002).
Эти этапы служат ориентиром, поскольку путь каждого человека будет несколько отличаться.
По словам Адлера (2013а), "как нельзя найти два абсолютно одинаковых листа дерева, так нельзя найти двух абсолютно одинаковых людей" (с. 102).
Поскольку в Адлерианской психологии цель состоит в том, чтобы пациент чувствовал себя компетентным и связанным с другими людьми, главная задача адлерианской психотерапии - помочь пациенту преодолеть чувство неполноценности.
Этот процесс имеет три подцели:
- Уменьшить комплекс преувеличенного чувства неполноценности до нормального и полезного размера, при котором пациент стремится к значимости, но не подавляет ее;
- Уменьшить и изгнать комплекс превосходства, связанный с постоянным стремлением к превосходству над другими;
- Способствовать развитию чувства общности и равенства.
Адлерианская терапия фокусируется на понимании образа жизни и социального контекста индивида. Начиная с установления терапевтических отношений, она переходит к изучению истории жизни клиента, оценке его личной логики и жизненных паттернов.
Вмешательство направлено на развитие инсайта, преодоление дезадаптивных убеждений и поощрение нового поведения. Цель - дать клиенту возможность перейти к более социально ориентированной и целенаправленной жизни.
Фаза 1: Установление терапевтических отношений
Для того чтобы психотерапия была эффективной, очень важно, чтобы между терапевтом и клиентом установились здоровые рабочие отношения. Должна возникнуть "теплая, эмпатическая связь", открывающая путь к постепенному прогрессу.
Эта связь создается благодаря искренней теплоте и состраданию со стороны терапевта, а также доверию клиента к этим отношениям.
Фаза 2: Оценка
Для построения эффективного терапевтического процесса терапевт должен провести тщательную оценку клиента. Анализ должен выявить как минимум следующие элементы:
- Чувство неполноценности
- Фиктивная цель, определяемая как "воображаемая, компенсаторная, самоидеальная цель, созданная для того, чтобы в будущем навсегда и полностью избавиться от первичного чувства неполноценности".
- Психологическое движение, определяемое как "мыслительные, чувственные и поведенческие движения человека в ответ на ситуацию или задачу".
- Ощущение общности
- Уровень и радиус активности
- Схема апперцепции
- Отношение к профессии, любви и сексу, другим людям.
Эти оценки проводятся с помощью различных методов, включая проективное использование ранних воспоминаний, а также тесты на интеллект, карьеру и психологические тесты.
Фаза 3: Поощрение и прояснение
Процесс поощрения клиента помогает ему уменьшить чувство неполноценности. Терапевт может начать с признания "мужества", которое клиент уже проявил, и продолжить обсуждение небольших шагов, которые клиент может предпринять для того, чтобы стать более уверенным в себе.
Например, если у клиента ограниченный радиус активности, клиент и терапевт могут обсудить, как расширить круг его деятельности.
Второй важный аспект этой фазы - прояснение основных чувств и убеждений клиента относительно себя, других людей и жизни в целом. Для этого используется метод сократовских вопросов.
С помощью этого метода терапевт бросает вызов частной логике клиента и фокусируется на психологическом движении вокруг его вымышленной цели.
Фаза 4: Интерпретация
После того как терапия достигла определенного прогресса и клиент вместе с терапевтом проанализировал смысл своих движений по отношению к своим целям, терапевт готов приступить к интерпретации стиля жизни клиента.
Это можно делать только тогда, когда клиент достаточно поощрен, и делать это нужно с большой осторожностью.
Обсуждение и признание таких тем, как комплекс неполноценности, может быть трудным для клиента, но новое понимание может быть преобразующим.
Фаза 5: Перенаправление стиля жизни
Теперь, когда клиент и терапевт осознали проблемы, связанные со стилем жизни клиента, задача состоит в том, чтобы перенаправить этот стиль жизни в сторону удовлетворенности жизнью.
Это предполагает снижение и продуктивное использование чувства неполноценности, изменение фиктивной конечной цели и усиление чувства общности.
Для этого используются различные методы в зависимости от конкретных потребностей клиента.
Фаза 6: Метатерапия
Наконец, некоторые клиенты могут стремиться к дальнейшему личностному развитию, к высшим ценностям, таким как истина, красота и справедливость.
Для этого терапевт может стимулировать клиента к тому, чтобы он стал лучшей версией самого себя.
Этот процесс непрост и требует глубокого понимания клиента.
Ключевые понятия
Адлерианская терапия, основанная на индивидуальной психологии Альфреда Адлера, ориентирована на понимание личности в ее социальном контексте.
Понимая эти концепции и работая с ними, адлерианская терапия направлена на развитие инсайта, преодоление нежелательных убеждений и расширение возможностей человека для ведения более полноценной, социально интегрированной жизни.
- Холизм: Рассматривать человека как единое целое, подчеркивая взаимосвязь мыслей, эмоций и поведения.
- Социальный интерес: Врожденный потенциал человека и его желание сотрудничать с другими людьми и вносить позитивный вклад в жизнь общества.
- Образ жизни: Основные убеждения, стратегии и модели поведения, сформировавшиеся у человека в раннем возрасте и определяющие его отношение к жизненным проблемам.
- Неполноценность и превосходство: Чувство неполноценности может побудить человека стремиться к превосходству или совершенству. Здоровое стремление приносит пользу обществу, в то время как компенсаторное поведение может быть дезадаптивным.
- Порядок рождения: Положение ребенка в семье (первенец, средний ребенок, младший и т.д.) влияет на личность и поведение.
- Ранние воспоминания: Независимо от того, точны они или нет, ранние воспоминания позволяют понять убеждения и мировоззрение человека.
- Личная логика: Личная система рассуждений человека, часто формирующаяся в детстве, которая может совпадать или не совпадать со здравым смыслом или общественными нормами.
- Поощрение и похвала: Поощрение способствует повышению самоэффективности и устойчивости, в то время как похвала может зависеть от результатов работы.
- Ориентация на достижение цели: Признание того, что поведение является целенаправленным и направлено на достижение личных целей, часто формируется в ответ на чувство неполноценности.
- Защитные стратегии: Защитное поведение и оправдания, используемые людьми для защиты своей самооценки и поддержания текущего образа жизни, даже если он дисфункционален.
⚡Лучшая благодарность за наш контент, это поделится статьей в Ваших социальных сетях. Давайте вместе внесем скромный вклад в развитие психологической культуры. Спасибо
⚡Рекомендуем изучить нашу подборку статей: лайфхаки от психотерапевтов
⚡⚡«Психотерапия Журнал» в Telegram. Будьте в курсе свежих новостей и открытий в мире психологии! ⚡⚡