С появлением первого электрического лифта начался период интенсивного развития современных лифтов и их широкого распространения в городах всего мира. В последующие годы прогресс в области лифтостроения в основном сосредоточился на разработке новых систем управления и автоматизации обслуживания.
С первыми лифтами требовался целый штат сотрудников для обслуживания. Инженеры управляли паровыми машинами, на каждом этаже были дежурные, открывающие и закрывающие двери лифтовой шахты, а лифтер находился внутри кабины. Однако к началу XX века прогресс в лифтостроении позволил сократить количество персонала. Теперь в каждом лифте требовался только один лифтер, а один электромеханик мог обслуживать несколько лифтов в здании.
Лифтеры, примерявшие на себя элегантную униформу, стали непременными членами обслуживающего персонала в каждом отеле того времени, сравнимые с швейцарами по значимости своей роли.
Однако, благодаря системе вызова лифта кнопкой на этаже, созданной компанией Otis Elevator в 1924 году, и автоматическим дверям, изобретенным инженером Хаугтоном в 1926 году, управление лифтами стало полностью автоматизированным, что значительно упростило их обслуживание.
Когда лифты начали устанавливаться в зданиях по всему миру, компании-производители столкнулись с проблемой стандартизации нумерации этажей в разных странах.
В разных странах мира приняты разные системы нумерации этажей. В большинстве стран Европы, странах Британского Содружества и Латинской Америке этаж, расположенный на уровне земли, называется "ground floor", а следующий за ним этаж — первым. Однако в Северной Америке (кроме провинции Квебек в Канаде) этаж, расположенный на уровне земли, называется первым этажем, хотя в некоторых местах употребляется также название "ground floor".
А следующий после первого этаж называется вторым. Эта система распространена в странах, которые ранее были частью СССР, а также в некоторых странах Восточной Европы, Дании и скандинавских странах.
С подземными этажами часто возникает путаница в обозначениях. На кнопках лифта они могут быть обозначены разными способами. Например, "B" для "Basement" (подвал), "P" для "Parking" (парковка), "L" или "LL" для "Lobby" (лобби или нижний уровень). Более низлежащие этажи могут быть помечены как "LG" для "Lower Ground" (нижняя земля), "SB" для "Sub-Basement" (подподвал). Иногда встречаются числовые обозначения (-1, -2, -3 и т.д.), а иногда и комбинации букв и чисел, например, "B1", "B2", "B3" или "P1", "P2", "P3".
В домах США и Канады на этажных номерах пропускают 13-й этаж из-за суеверия, связанного с числом 13 и его считающимся несчастливым. Вместо этого, следующий за 12-м этажом либо обозначается как 14-й, либо получает альтернативное название, такое как "Skyline" (небосвод) или другое.
В больничных зданиях Китая и некоторых соседних стран нет 4-го этажа из-за суеверного предрассудка связанного с звучанием слова "четвертый", которое ассоциируется со словом "смерть". Из-за различий в нумерации этажей в разных странах, туристы часто испытывают затруднения с пониманием панелей управления лифтами, что приводит к нажатию неправильных кнопок. Ситуация осложняется тем, что некоторые организации вводят нестандартные названия этажей на панелях. Например, в одном отеле в Торонто этажи обозначены как "A", "M", "MM", "C", "H", и "1" (соответственно, Arcade, Main, Main Mezzanine, Convention, Health Club и 1-й этаж).
В одном из торговых центров Гонконга произошла странная особенность - у них имеется целых три этажа "ground floor" и два вторых этажа.
В сингапурском музее Азиатской цивилизации практикуется противоположная ситуация, где всего два этажа, но на панели управления лифтом присутствует целых 13 кнопок!
В одном из офисных зданий в Сингапуре установлена интересная система нумерации этажей. Она включает в себя такие необычные позиции, как "B2", 1-й этаж, 31-й этаж, а затем сразу переходит к диапазону от 42-го до 50-го этажей.
В клинике Пидмонт в Атланте, США, врачи решили избежать путаницы с этажами и придумали оригинальный подход - каждый этаж был обозначен своим уникальным цветом. Однако, позже им пришлось столкнуться с проблемой, когда они поняли, что некоторые пациенты не могут различать цвета. Чтобы справиться с этой ситуацией, на пульте управления добавились пояснительные надписи, чтобы каждый пациент мог легко ориентироваться по этажам.
Итак, в этой статье мы рассмотрели историю лифта от античности до наших дней. Но что нас ждет в будущем? Давайте сейчас спрогнозируем, каким образом лифты могут развиваться. Вполне возможно, что в будущем мы столкнемся с безопасными, автоматическими и быстрыми лифтами. Однако, развитие технологий может привести к еще более захватывающим возможностям. Кто знает, возможно, будущие изобретатели представят нам лифты, способные работать даже в космосе!
В будущем мы можем увидеть космический лифт, который будет использоваться для вывода грузов на планетарную орбиту или даже за ее пределы. Эта удивительная идея впервые была высказана К. Э. Циолковским еще в 1895 году. Основная концепция заключается в использовании троса, протянутого от поверхности планеты до геостационарной орбитальной станции. Предположительно, такой метод будет гораздо дешевле, чем использование ракет-носителей. Трос будет удерживаться одним концом на поверхности планеты (например, Земли) и другим концом в точке над геостационарной орбитой, благодаря центробежной силе. По этому тросу будет двигаться подъемник, перевозящий груз. За пределами геостационарной орбиты груз будет набирать скорость, что даст возможность даже выводить его за пределы планетарной орбиты. Чтобы реализовать такую концепцию, необходим трос с чрезвычайной прочностью и легкостью, а его длина должна составлять не менее 35786 км. Но до недавнего времени не было материала, который подходил бы для создания такого троса. Однако в 1991 году американскими учеными были изобретены углеродистые нанотрубки, что может стать революционным прорывом в этой технологии. Так что, возможно, в будущем мы увидим космический лифт, который откроет новые горизонты в космических путешествиях.
Нанотрубки считаются наилучшим материалом для создания троса космического лифта. Теоретически, создание лифта становится возможным, хотя это будет требовать прогрессивных научных разработок и значительных финансовых затрат. Ожидается, что создание космического лифта обойдется в 7—12 млрд. долларов США. НАСА уже финансирует проекты американского Института научных исследований, включая разработку подъемника, который сможет двигаться по тросу самостоятельно. Компания Liftport также стремится достичь этой цели уже к 2031 году. Сейчас регулярно проводятся конкурсы моделей космического лифта, на которых представляются прототипы тросов и подъемников.
Если вы хотите быть в курсе последних новостей и тенденций в мире лифтов, то подпишитесь на наш канал(https://dzen.ru/id/64ef1260a530e56682f9c4e8). Там вы сможете узнать об истории, новых технологиях, инновациях и разработках в области лифтового оборудования.