Кто читает этот незамысловатый блог, знает, что я люблю тему: как чудно некоторые художественные произведения воплощаются в жизнь, чаще всего через много-много лет.
Вот, например, про Гоголевский "Нос", часть тела, которая вдруг решила, что может существовать сама по себе. И чем это кончилось.
Или из более позднего моего творчества: про "Тараканище" Чуковского, там, кстати, схожий сюжет: мелкое но наглое насекомое решило, и даже убедило зверей, что может съесть за завтраком львят и медвежат.
А сейчас я хочу напомнить сюжет из Ги нашего де Мопассана. "Пышка".
Завязка: под непрекращающейся метелью вьюжной зимой 1870 года из Руана в Гавр выезжает дилижанс, "бизнес джет" того времени. В дилижансе десять пассажиров: трое богатых граждан Руана с женами, двое монашек, демократ "без определенных занятий" и дама легкого поведения. За аппетитные формы ее прозвали "boule de suif" , "Пышкой" . В самом начале дороге отъезжающие обмениваются патриотическими высказываниями, и Пышка признается, что вынуждена бежать из Руана... из патриотических побуждений:
..... будь я мужчиной, я бы им показала! Я смотрела на них из окошка, на этих толстых боровов в остроконечных касках, а служанка держала меня за руки, чтобы я не побросала им на головы всю свою мебель. Потом они явились ко мне на постой, и я первого же схватила за горло. Задушить немца не труднее, чем кого другого! И я бы его прикончила, если бы только меня не оттащили за волосы. После этого мне пришлось скрываться.
Здесь и далее цитируется по источнику на Ру.Стих, активная ссылка в начале цитаты.
Буржуа сдержанно ее одобряют. Кроме того, совсем недавно Пышка поделилась с голодными путниками своими съестными припасами, а это, как известно, сближает.
К вечеру компания добирается до городка Тот (не знаю, существует ли он сейчас), где приходится заночевать, поскольку лошади устали, да и пассажирам хочется размяться и съесть горячего. Тот оказывается под властью пруссаков, но на путешественниках это почти не сказывается.
Наутро обнаруживается шокирующая информация: офицер вражеской армии (описанный, кстати, вполне симпатичным мужчиной), узнав о профессии Пышки, требует ее благосклонности, скажем так.
Она с возмущением отказывается, что встречает в ее спутниках новый приступ патриотизма.
Но на следующий день оказывается, что хитрый офицер задерживает всю компанию, пока не ... уестествит, скажем так, Пышку.
Мнения начинают меняться, и вскоре составляется целая концепция: как некогда героини древности и персонажи Ветхого завета отдавали свое тело завоевателям с благородной целью, так же надлежит поступить и Пышке, на общую пользу дела.
Кульминацией рассказа служит обед в трактире, когда компания узнает - Пышка согласилась с их доводами и пошла к офицеру. Дамы и господа пируют, пьют шампанское, прислушиваются к звукам со второго этажа трактира, и шутят.
Развязка: на следующий день все садятся в дилижанс чтобы продолжать свой путь в Гавр. Все, кроме Пышки, успели запастись провизией и в дороге аппетитно насыщаются. Патриотичные французы и француженки подчеркнуто холодны с Пышкой: мало того, что она занимается таким малопочтенным ремеслом, она еще и занималась им с оккупантом, позор-позор.
......Никто не смотрел на нее, никто о ней не думал. Она чувствовала, что тонет в презрении этих честных мерзавцев, которые сперва принесли ее в жертву, а потом отшвырнули, как грязную и ненужную тряпку. Тут ей вспомнилась ее большая корзина, битком набитая всякими вкусными вещами, которые они так прожорливо уничтожили, вспомнились два цыпленка в блестящем желе, паштеты, груши, четыре бутылки бордоского; ее ярость вдруг стихла, как слишком натянутая и лопнувшая струна, и она почувствовала, что готова расплакаться. Она делала невероятные усилия, чтобы сдержаться, глотала слезы, как ребенок, но они подступали к глазам, поблескивали на ресницах, и вскоре две крупные слезинки медленно покатились по щекам. За ними последовали другие, более стремительные; они бежали быстрее, стекали, словно капли воды.....
К чему это я вспоминаю? А вот, извольте, две газетные новости, с разницей в год.
В июне 2022 года должны были состояться переговоры между Москвой и Киевом. Не все эти переговоры одобряли, но.... тогда, год назад еще многие десятки тысяч тех, кто сейчас лежат в могилах, были живы. Обе наши армии понесли тяжелые потери в людской силе, хотя о наших потерях не принято говорить в обществе.
В сентябре 2023 года те же силы, которые заставили год назад отказаться от переговоров с нами, заставляют ее идти на эти переговоры. Все, как у Мопассана. Патриотизм и государственные интересы - это общие фразы, лишь прикрывающие самые обычные шкурные интересы. Год назад им было выгодно, чтобы hohлы с нами воевали. Сейчас им выгодно, чтобы они пошли на мирные переговоры, потому что снабжение "страны 404" становится экономически убыточным.
Еще несколько дней - и в западной прессе начнут появляться душещипательные статьи о примирении и согласии, о спасении многих жизнях и вообще "мир-дружба-жевачка".
Только вот... ничего не меняется. И как только "Это" состоится - повторится и история пышнотелой простушки, торгующей своим аппетитным телом. Те же самые, кто восхищался "зеленой кофточкой", убеждал и уговаривал, улыбался и подливал в бокал, презрительно отвернутся.
ПС - меньше всего мне хотелось бы, чтобы нашу страну на основании придуманных мной ассоциаций, стали сравнивать с Пруссией. Это не так. Тут имеет значение сама ситуация, описанная в рассказе Мопассана. И осталось совсем немного времени, чтобы жизнь подтвердила или опровергла мои домыслы.