Найти тему
Ритм Евразии

В Кыргызстане готовятся принять закон о биобезопасности

В Жогорку Кенеше разработали проект закона «О биологической безопасности в Кыргызской Республике», сейчас документ проходит процедуру общественных обсуждений. Свои оценки и рекомендации к законодательной инициативе в рамках круглого стола, организованного парламентом Кыргызстана при поддержке Центра экспертных инициатив «Ой Ордо», высказали депутаты, делегаты государственных органов и представители общественности.

Презентуя законопроект, его инициатор депутат ЖК КР Динара Ашимова подчеркнула, что с учетом возрастающих рисков и угроз биобезопасности, а также их трансграничности необходимо правовое регулирование системы обеспечения биологической безопасности страны, соответствующее рекомендациям по гармонизации и унификации законодательства в данной сфере государств-участников СНГ.

Документ определяет основные задачи и принципы обеспечения биологической безопасности, виды биологических угроз, меры по правовому и международному регулированию. Проект разработан в соответствии с действующим законодательством КР и не повлечет негативных последствий ни в одной из сфер жизнедеятельности страны.

«Невозможно перечислить все риски биобезопасности, которые сейчас стоят перед нашей страной. И мы можем попасть в страшную ситуацию, если не примем превентивные меры. Чтобы охватить все вопросы, нашему Кабинету министров и парламенту необходимо разработать законодательные и нормативные акты и срочно их внедрять», - подчеркнула парламентарий.

Как отметила депутат ЖК КР Камила Талиева, в современных условиях вопросы биобезопасности являются неотъемлемой частью системы обеспечения национальной безопасности Кыргызстана, учитывая, что события, связанные с пандемией коронавируса, показали важность управления рисками и оперативного реагирования на биологические угрозы. «Первостепенное внимание необходимо уделять вопросам, связанным со свободным трансграничным перемещением людей, продуктов и товаров. Принятие соответствующих мер необходимо в целях предотвращения распространения патогенных биологических организмов, вызывающих опасные инфекционные заболевания у людей и животных, а также оказывающих негативное влияние на окружающую среду», - отметила депутат.

Микроорганизмы и вирусы не знают границ, поэтому, решая вопросы биологической безопасности внутри страны, по ее словам, важно уделять внимание сотрудничеству с другими государствами. «Кыргызстан является членом Координационного совета ОДКБ по вопросам биологической безопасности, цель которого – обеспечение сотрудничества в сфере предотвращения и противодействия биологическим угрозам, а также создание надежной системы обеспечения биобезопасности. В 1996 г. наша страна ратифицировала Конвенцию о биологическом разнообразии, а в 2005 г. – Картахенский протокол, в соответствии которым мы взяли на себя обязательства по созданию на национальном уровне соответствующей нормативно-правовой базы», - пояснила К. Талиева.

Проект закона состоит из 17 основных рамочных статей, в которых обозначены ключевые государственные меры, а также государственные структуры, которые должны быть вовлечены в работу по обеспечению биобезопасности.

Заместитель директора Республиканского центра карантинных и особо опасных инфекций МЗ КР Нурболот Усенбаев пояснил, что закон о биобезопасности в Кыргызстане, который сегодня обсуждается, в том числе благодаря Центру экспертных инициатив «Ой Ордо», объединит усилия многих ведомств, работающих в данном направлении. «Будут четко расписаны полномочия, обязанности и ответственность каждого из них. Также в законопроекте прописаны контрольные и запрещающие меры. Документ своевременный и актуальный, особенно если рассматривать ситуацию в свете последних событий, в частности активизации деятельности отдельных стран по строительству биолабораторий по всему миру, где ведется производство продукции двойного назначения», - подчеркнул спикер.

При этом он подчеркнул, что Кыргызстану сегодня необходимы современные биолаборатории гражданского назначения, т. е. лаборатории, не связанные с разработкой биологического оружия: «Наша задача – работа по гражданской части – диагностика болезней, изучение различных штаммов с целью организации противоэпидемических мероприятий, но для этого уровень наших лабораторий должен отвечать современным вызовам, мы, к сожалению, пока в этом плане отстаем».

Аналогичное мнение высказал депутат ЖК КР Султанбай Айжигитов, который с сожалением отметил, что, несмотря на глобальные тенденции, в том числе в сфере развития биотехнологий, ученые в Кыргызстане мало интересуются данными вопросами. «В нашей Академии наук по этим направлениям даже конь не валялся.  Поэтому мы лет на сто отстаем от всего мира в этом плане. Нам нужны биолаборатории, но при принятии решения, кто нам поможет их строить, необходимо учитывать, прежде всего, наши национальные интересы. Для этого нужно прописать четкие критерии в рамках законов. Необходим жёсткий контроль деятельности таких лабораторий со стороны государства, если страна, предлагающая построить эти объекты, не соглашается на наши условия, мы должны отказаться от такого сотрудничества», - подчеркнул парламентарий.

Он обратил внимание, что сегодня большинство биолабораторий располагаются за пределами развитых западных стран, являющихся, по сути, лидерами по развитию биотехнологий. «Они говорят, что это делается в интересах тех стран, где эти лаборатории строятся. Но возникает вопрос, какой интерес в том, чтобы держать на своей территории самые опасные вирусы со всего мира. Почему мирные разработки и исследования развитые страны у себя держат, а особо опасные вирусы, которые, по сути, являются биологическим оружием, изучают на чужих территориях? Если вдруг произойдёт утечка, то западные страны не пострадают, в отличие от тех, где стоят эти лаборатории», - поделился опасениями депутат.

По его словам, разработкой закона о биобезопасности в Кыргызстане нужно было заниматься еще вчера, потому что этот документ должен иметь перспективу на сто лет вперед и обеспечивать устойчивость национальной безопасности. «К вопросам биобезопасности нужно подходить глубоко и серьезно. В 21 веке важнейшими научными направлениями становятся – биология, нано- и информационные технологии, которые могут использоваться и в мирных, и в военных целях. И это нужно учитывать», - подчеркнул парламентарий.

В свою очередь, директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» политолог Игорь Шестаков подчеркнул, что закон «О биобезопасности в КР» должен стать инструментом, который создаст надежные правовые механизмы по защите здоровья граждан от возрастающих угроз в этой сфере. «В последнее время, прежде всего, из-за пандемии коронавируса, который воспринимается многими экспертами стран Центральной Азии и СНГ как биологическое оружие, безопасность Кыргызстана в этой сфере стала одним из приоритетных вопросов как в общественной повестке, так и с точки зрения национальной безопасности», - отметил эксперт.

Он подчеркнул, что, согласно данным ВОЗ, за июль-август текущего года поступили сообщения о более чем 1,4 млн новых случаев заболевания COVID-19 и более чем 1,8 тыс. случаев смерти от данного вируса. «Продолжающееся эпидемиологические вызовы делают более актуальным решение вопросов обеспечения биологической безопасности в нашей стране. Но при принятии закона необходимо учитывать мнение общественности, которая в 2011 году решительно выступила против размещения в Кыргызстане канадской биолаборатории, поскольку она не отвечала нашим национальным интересам», – отметил спикер.

На круглых столах ЦЭИ «Ой Ордо» неоднократно отмечалось, что построенные на постсоветском пространстве при участии США биолаборатории, как правило, не контролируются местными властями. Это касается в том числе и Казахстана. «В этой связи строительство очередного такого объекта в РК в 80 км от кыргызской границы вызвало широкий резонанс и на экспертном уровне, и среди общественности нашей республики, и даже стало поводом для митингов с требованием прекратить ее строительство. Кроме того, эксперты не раз отмечали, что американские лаборатории необходимо рассматривать, как инструмент политического влияния на страны ЕАЭС и ОДКБ. Пентагон – это не благотворительная организация, а военное ведомство США, имеющее свои стратегические цели, которые зачастую не совпадают с интересами стран ЦА», - напомнил И. Шестаков.

Читайте также: Пентагон – это не Красный Крест и не филиал ВОЗ. Правда, не все это понимают

Актуальность обсуждаемой законодательной инициативы подчеркнула экс-вице-премьер-министр КР Эльмира Ибраимова: «Сейчас в Судане возникла ситуация, когда опасные штаммы из лаборатории попали в руки террористической группировки, и весь мир сейчас боится, где могут оказаться эти штаммы и в какой стране они всплывут. С учетом таких случаев рассматриваемый законопроект становится еще более актуальным. На самом деле, многие страны в этом вопросе нас давно опередили. Если учесть, что Картахенский протокол был принят в 2000 году, мы опаздываем лет на 20 минимум».

Обсуждаемый документ спикер назвала хорошо сбалансированным рамочным законом. «Единственный вопрос, - обратилась Э. Ибраимова к депутатам, - в документе вы пишите, что Кабинет министров должен определить госорган, который будет координирующим в этой сфере, но наш кабмин этот вопрос может еще 10 лет рассматривать. Я думаю, вам нужно в постановлении Жогорку Кенеша заложить свои контрольные функции и определить, когда правительство должно приступить к реализации возлагаемых на него задач».

Надежду на то, что законопроект по биобезопасности пройдет все необходимые процедуры и будет принят в ближайшее время, выразила экс-депутат ЖК КР Евгения Строкова: «Хочется верить, что с ним не произойдет того, что произошло с проектом закона об иноагентах, когда некоторых депутатов путем давления вынудили отозвать свои подписи».

Она напомнила, что попытки принятия закона о биобезопасности начались в 2000-х годах, но в силу разных причин ни один из предложенных ранее проектов не был принят. «Думаю, сейчас этому ничто не должно помешать. Затягивать с этим вопросом нельзя, параллельно нужно подготовить пакет поправок в имеющиеся законы, а также приступать к разработке подзаконных нормативных актов», - поделилась мнением экс-депутат.

В этой связи она напомнила, что соглашение с канадской стороной от 2009 г. до сих пор не расторгнуто. «Поэтому, закладывая на подготовку кабмина полгода, нужно учитывать, что быстрее могут подготовиться те, кто хотел построить у нас биолабораторию. Я опасаюсь, чтобы этого не произошло до вступления в силу рассматриваемого сегодня законопроекта. И это нужно принять во внимание», - подчеркнула спикер.

Поддержала ее в этом опасении руководитель ОО «Таза табигат» Анара Дауталиева: «В 2011 году общественность стала серьезной преградой на пути реализации данного проекта, однако есть опасения, что сейчас этот вопрос могут решить тихо, без участия гражданского сектора еще до принятия закона, поэтому затягивать с этим вопросом нельзя».

Вместе с тем Е. Строкова обратила внимание на тот факт, что сегодня Кыргызстан практически со всех сторон окружен объектами, которые несут прямую угрозу биобезопасности страны. «Я имею в виду американские биолаборатории, которые позволили построить у себя наши соседи – Узбекистан, Таджикистан и Казахстан. На данный момент наш северный сосед планирует разместить на своей территории порядка 30 таких лабораторий, вывезенных с территории Украины после начала СВО. Я не понимаю мотивацию казахских властей – они что завидуют «славе» Уханя и мечтают когда-нибудь также прославиться? Теперь что касается нашей республики. Идут разговоры, что в ошской городской больнице все-таки ведутся исследования сибирской язвы, но мы не знаем, кто их проплачивает. В 2021 г. ВОЗ и ЮСАИД открыли центр по отслеживанию эпидемиологических данных на всей территории Киргизии, причем собранные данные исследуются на уровне ДНК. Для чего им наши данные? Кроме того есть информация, что в Нарыне планируется строительство американской референс-лаборатории. В этой связи у меня есть предложение к нашим депутатам – выяснить ситуацию по этим вопросам, учитывая, что на своем уровне они могут делать соответствующие запросы», - добавила Е. Строкова.

В свою очередь, глава ОФ Green Energy Анара Султангазиева поддержала мысль о том, что Кыргызстан запаздывает с принятием закона по биобезопасности. «Пандемия нам четко дала понять, что этот вопрос очень важен для нас. Особенно сейчас, когда в связи с глобальным потеплением по всей планете тают и горные, и покровные ледники. Не так давно в связи с таянием полярных ледников ученые обнаружили более тридцати штаммов различных вирусов, из них современной науке известны только четыре, остальные – это неизвестные микроорганизмы. Если у нас построят лабораторию и в ней на благо населения будут работать наши ученые, нам нужно наладить еще и систему безопасности, а также реагирования на потенциальные риски. И закон о биобезопасности должен включать этот вопрос».

Как отметил, в свою очередь, эксперт по международным отношениям Байкадам Курамаев, обсуждаемый документ имеет стратегическое значение для национальной безопасности Кыргызстана: «Сегодня, когда в мире происходят такие события, как пандемия коронавируса, угроза применения и распространения в связи с военными конфликтами биологического оружия, размещение биолабораторий по всему миру, производство новых химических препаратов, техногенные катастрофы и др. – принятие закона является ответом на эти вызовы».

* * *

Как отмечается разработчиками проекта закона «О биологической безопасности в КР», документ призван восполнить существующий правовой пробел по обеспечению биологической безопасности и выполнению обязательств Киргизии в рамках международных договоров.

Наталья КРЕК

Оригинал статьи размещен здесь