Найти тему

Ганнибал Барка. Образ жестокости

В античной истории два полководца – Ганнибал Барка и царь Спарты Набис имеют благодаря дошедшей до нас недостоверной информации незаслуженную репутацию жестоких военачальников. В отношении предвзятого отношения к последнему мотивы Полибия лежат на поверхности. Летописец был родом из Мегалополя, который являлся объектом нападений спартанцев и Полибий, естественно, видел в Набисе разорителя своего родного города. Представители римских историков также необъективно описывают личные качества карфагенского полководца Ганнибала. По Титу Ливию: «Его жестокость доходила до бесчеловечности, его вероломство превосходило даже пресловутое «пуническое» вероломство. Он не знал правды, ни добродетели, не боялся богов, не соблюдал клятвы, не уважал святыни». Цицерон, сравнивая Ганнибала с Пирром, противопоставлял жестокость первого мягкосердечию последнего.

Историк Р. Габриэль пишет по этому поводу: «Очернение характера Ганнибала вполне может быть следствием традиционного римского консерватизма – глубокая убежденность в своем моральном превосходстве. По результатам действий в военное время Ганнибал был обвинен в жестокости и склонности к зверствам. Большую часть этих обвинений можно легко опровергнуть, поскольку как замечает Моммзен это: «Жалкие выдумки, сами себя опровергающие. В сочинениях о Ганнибале нет ничего, что не могло бы оправдать его действий в тех обстоятельствах». Полибий, Плутарх, Ливий, Диодор и Аппиан отмечают, что он даже к пленным относился гуманно. Напрашивается вывод, что Ганнибал был менее жесток и более человечен, чем римские полководцы, с которыми он воевал, и для которых жестокость была обычным явлением».

Г. Лэмб в книге «Ганнибал» разделяет мнение Р. Габриэля: «Римляне считали Ганнибала жестоким. Но его нельзя обвинить ни в одной расправе над пленными и ни в одном истреблении жителей покоренных городов – в том, что было так типично для римских войск. Его забота о том, чтобы подобающим образом похоронить поверженных римских военачальников, контрастирует с жестокостью римлян, которые подбросили голову Гасдрубала (брата Ганнибала – мое примечание) к ногам карфагенских караульных. Люди, подобные Гракху и Марцеллу, беспощадно уничтожали врагов, где бы те ни находились. Ганнибал, человек более высокой культуры, сохранял человеческую жизнь всегда, когда это было возможно». Напомню, что по Ливию после битвы при Метавре, где было уничтожено карфагенское войско: «Возвратившись в свой лагерь, консул Гай Клавдий приказал подбросить голову Гасдрубала караульным на передовых неприятельских постах». И еще я бы добавил, что Ганнибал неоднократно отпускал пленных воинов из числа римских союзников.

В отличие от римлян, Ганнибал с уважением относился к бездыханному телу своего непримиримого врага, павшему на поле битвы. В битве при Тразименском озере в 217 году (здесь и далее все даты до новой эры) по Ливию: «Фламиния окружали отборные воины. Наконец один инсубр по имени Дукарий, которому консул был знаком в лицо, крикнул своим соплеменникам: Вот он, убийца наших воинов, разоритель нашей земли. Сейчас я принесу его в жертву наших близких!». С этими словами инсубр пронзил копьем тело римского полководца и отрубил ему голову. У инсубров был обычай отрезать голову поверженного врага и показывать ее в качестве трофея. Шестью годами ранее Гай Фламиний разгромил 50-тысячное галльское племя инсубров в долине реки Пад. По Орозию тогда в битве погибло 9000 галлов, и 17 000 было взято в плен. Поэтому Дукарий отомстил Фламинию за гибель своих соплеменников. Вполне возможно, что галлы в целях кровной мести надругались и обезобразили тело римского консула до неузнаваемости. Такое предположение я делаю, потому что по Ливию: «Тело консула Фламиния Ганнибал распорядился предать погребению наравне со своими воинами, но его искали очень старательно, но не нашли».

В 216 году в битве при Каннах был убит другой римский консул Эмилий Павел. По Ливию: «Ганнибал распорядился снести в одно место и похоронить трупы своих павших воинов. По некоторым сведениям, тело римского консула также разыскали и предали погребению». В 212 году консул Тиберий Семпроний Гракх погиб, попав в засаду карфагенян. По свидетельству Ливия: «Магон (брат Ганнибала – мое примечание) без малейших отлагательств распорядился отнести его тело к Ганнибалу и положить на главной площади лагеря вместе со связками прутьев, отнятыми у мертвых ликторов. По приказу Ганнибала сразу за воротами лагеря соорудили погребальный костер, и мимо трупа Гракха прошло торжественным маршем, в полном вооружении, все карфагенское войско. Испанские воины исполнили воинственную пляску, почтили мертвого и все прочие племена, каждое по своему обычаю. Воздал ему должным словом и делом сам Ганнибал».

Консул Марк Клавдий Марцелл за свои заслуги в войне с Карфагеном получил прозвище «Меч Италии» и погиб в 208 году, также попав в засаду карфагенян. По Ливию: «Пунийцы нашли тело Марцелла и предали его погребению». Согласно Плутарху: «Ганнибал, узнав о гибели Марцелла, лично прибыл на место схватки и долго стоял над телом консула, не высказав никакой радости. Он приказал предать труп огню, а пепел отправить сыну погибшего. Марцелл-младший произнес над прахом отца погребальную речь».

Г. Лэмб делает справедливый вывод: «В трудах современных ученых до сих пор встречается римская интерпретация истории времен Ганнибала. Поскольку Ганнибал, по существующему мнению, был одновременно величайшим соперником Римской империи и главным лидером дискредитированных карфагенян, его портрет римскими летописцами не выдерживает критики или того, что называют проверкой на достоверность и здравый смысл, но он присутствует на страницах истории до сих пор. Я призываю ученых нового поколения пересмотреть свидетельства истории в данном случае и восстановить подлинную сущность Ганнибала, его народа и города».

-2