Новый учебный год идёт уже полным ходом, но на портале проектов нормативно-правовых актов до сих пор в подвешенном состоянии пребывает документ об индексации минимальной студенческой стипендии на 2023 год. Минобрнауки планирует увеличить её на 103 рубля, до ₽1967 для будущих специалистов, бакалавров и магистров. Повышение вполне соответствует официальному индексу потребительских цен (5,5%). Тем не менее, в Петербурге, например, месячной студенческой минималки хватит только на единый льготный проездной билет и 900 граммов замороженного филе трески в «Ленте».
Нищенские стипендии – давняя проблема. Похоже, что при "бесплатном" высшем образовании в его нынешнем виде решить её вообще невозможно. Приглядимся к модели жизни типичного студента в существующей системе координат. Он пропускает лекции, пытается писать курсовые с помощью ChatGPT, зубрит конспекты накануне экзамена. Сэкономленное время тратит на добывание хлеба насущного: в торговле, доставке или общепите. На выходе – диплом в раме на стене и подработка, ставшая основным местом работы, как минимум, на первое (неопределенное) время.
Повышение стипендий до уровня минимальной зарплаты для 2-х миллионов студентов - бюджетников обошлось бы казне в 391 миллиард рублей ежегодно – примерно 30% всех расходов на образование. Дороговато, а главное, что это не решит проблемы: молодые люди меньше времени будут тратить на подработку, больше на развлечения. Конечно, всегда были и будут ответственные и внутренне мотивированные студенты. Однако массового стремления к получению качественного образования не добиться в ситуации, когда трудовые отношения уже не регулируются ни рыночным, ни директивным способом.
Пример по поводу разбалансированного рынка. Самыми востребованными профессиями в Петербурге сегодня являются менеджеры по продажам и продавцы-консультанты (8,2% и 7,1% вакансий по данным HeadHunter). Учителя и курьеры стоят рядом – замыкают топ-14 дефицитных профессий. При этом средний заработок учителей – всего 50, а у курьеров 107 тысяч рублей. Лучшего удара по студенческой мотивации сложно себе представить.
Своеобразной панацеей мог бы стать переход от существующего механизма обезличенного финансирования бюджетных мест к оплате учёбы через персональные государственные гранты для тех, кто подтвердил прилежанием своё стремление к качественному образованию. Прочим – добро пожаловать на платное обучение. Причём без всяких дорогостоящих программ субсидирования студенческих кредитов.
В России конца 19-го – начала 20 века существовало нечто подобное. Взрывной промышленный рост начался при 48 вузах и 25 тысячах студентов (1892 год). К 1917-му вузов насчитывалось уже 65, а студентов более 135 тысяч человек. Кадры ковались непосредственно в процессе романовской индустриализации. Именно она стала локомотивом повышения массовости высшего образования, а не наоборот. На старте качественные специалисты, те же инженеры были в дефиците, но по уровню подготовки каждый был на вес золота.
Высшее образование в императорской России было платным. Зато талантливые студенты из малообеспеченных семей могли рассчитывать на приличные стипендии. Например, в 1913-м году речь шла о сумме около 20-25 рублей. Это в 16 раз больше сегодняшней минимальной стипендии в пересчёте на батоны свежего ржаного хлеба.
Кстати в сегодняшнем социалистическом Китае за высшее образование тоже нужно платить. Существует система государственных студенческих грантов, но это совсем не то, что нынешнее российское обезличенное и ни к чему не обязывающее финансирование.