Сегодня у меня выходной, но поговорить хочу о театре. Вернее поделиться воспоминаниями. Натолкнула меня на них статья, которую я прочитала утром, пока пила кофе.
В былые времена, когда я только пришла в театр, недавних выпускников, а ныне молодых артистов, распределяли по классам. Вроде бы и сейчас так же, но на 100% не уверена. Так вот, меня распределили к Майе Николаевне Самохваловой.
В театр Майя Николаевна пришла в 1948, а после выхода на пенсию стала педагогом репетитором. Кстати, репетировала она под руководством Марины Тимофеевны Семеновой и, скорее всего, у нее же занималась на классе. Но уроки у них были совсем разные.
Почему я на этом акцентирую внимание? Дело в том, что, например М.Л.Лавровский, часто даёт на уроке комбинации Ермолаева или Мессерера, поскольку занимался в их классах.
Но идем дальше. Через год я перешла в класс к Галине Петровне Петровой. Среди ее учениц были Раиса Стручкова, Марина Кондратьева, Екатерина Максимова. Но прозанималась у нее недолго. В 1989 году она ушла из театра и ее класс взяла Нина Владимировна Тимофеева.
Мне невероятно нравились ее классы: они были "удобными", отчасти силовыми и при этом танцевальными. Нина Владимировна и сама занималась вместе с нами. Причем делала не только станок, но и большие прыжки и пальцы. Мне кажется, я писала уже об этом, но повторюсь. Два, а иногда три, раза в неделю мы, сделав разогрев, надевали пальцевые туфли и весь урок делали на пальцах.
Кстати, Нина Владимировна также репетировала в свое время с М.Т.Сменовой и занималась в ее классе. У нее же она заканчивала и ГИТИС. Но, как и у Майи Николаевны, классы Тимофеевой на Семеновские похожи не были. Знаю, потому что после ухода из театра в 1991 году Нины Владимировны, я долго "мыкалась" по классам, пока не пришла к Марине Тимофеевне Семеновой.
Сама. Хотя многие говорят и пишут, что у Семеновой в классе занимались лишь звезды или те, кого она лично пригласила. Я пришла в класс и подойдя к Марине Тимофеевне спросила можно ли у нее заниматься. Семенова мне разрешила.
Возможно сыграла роль история, произошедшая незадолго до этого на гастролях в Аргентине. Я танцевала четвёрку в венгерском из "Лебединого", как раз рядом с кулисой в которой сидела и смотрела спектакль Марина Тимофеевна. Когда мы убегали за кулисы Марина Тимофеевна поймала меня за руку и похвалила. Точные её слова, увы, не помню. Возможно, Семенова меня запомнила.
У Семеновой в классе я прозанималась всего сезон. Ушла тоже сама. Как это ни странно прозвучит, её класс был мне неудобен. "По ногам" неудобен. Так же, как, например, класс Марины Викторовны Кондратьевой. Да и к тому же в конце сезона я получила травму - надрыв связки голеностопа, на время выпав из репертуара и классов соответственно.
Вернувшись в начале следующего сезона в театр, я стала ходить на мужские классы. Кроме всего прочего мне нравилось, что там много прыжков и вращений. Но... не забывала и про пальцы. Как минимум два раза в неделю делала уроки в пальцевых туфлях. Так как было у Тимофеевой. Забыла... В классе у Семеновой пальцы были тоже два, в иногда три раза в неделю. И это правильно. Ведь на сцене мы танцуем на пальцах.
Сейчас девушки занимаются классом в мягких туфлях, а раньше... Выдрал из пуант стельку и вперёд, на урок.
Я до сих пор занимаюсь именно в таких туфлях. "Сделанных" из пуант. И хожу исключительно на мужские классы. К М.Л.Лавровскому и Б.Б.Акимову.
Многое из того, что черпала и черпаю у них на уроках, передаю своим ученикам. В Бразилии из трех классов - два класса были мальчиковые.
Вот такие мысли и воспоминания родились у меня за чашечкой кофе.