Качественная, выполняющая рабочие функции аккумуляторная батарея - залог спокойствия автовладельца. Однако в любой автожизни наступает момент, когда приходится прикурить, заменить или просто снять источник энергии. Для тех, кто занимается обслуживанием АКБ своими руками, эксперты торговой сети “Первая аккумуляторная компания” подготовили правила безопасности при работе с аккумуляторами.
Потенциальные опасности и последствия
В интернет-магазине 1AK.BY вы выбрали аккумулятор напрямую от производителя, установили, но этого мало. Надо еще знать, как за ним правильно ухаживать, чтобы продлить срок эксплуатации. Усвоить риски при неаккуратной работе поможет понимание, из чего состоит аккумуляторная батарея и какие реакции происходят внутри нее.
Аккумулятор состоит из свинцовых пластин, помещенных в электролит. Этот электролит представляет собой смесь из серной кислоты и дистиллированной воды и, вступая в реакцию со свинцом, начинает электрохимическую реакцию. В результате этого и создается ток для запуска двигателя внутреннего сгорания.
Что же может произойти при халатном отношении к технике безопасности?
- Во-первых, во время зарядки существует опасность взрыва из-за выделения и взаимодействии водорода и кислорода.
- Токсичный газ, который выделяется при обращении с АКБ, вреден для человека.
- Повреждается сам аккумулятор при неправильном подключении или использовании несовместимого зарядного устройства.
- При попадании на кожу или глаза электролит вызывает ожоги и раздражение. Также опасность представляет вдыхание паров кислоты.
- Если электролит попадает на землю или в воду, он загрязняет окружающую среду.
Правила использования средств индивидуальной защиты
Механики, которые трудятся на СТО, знают технику безопасности при обслуживании аккумуляторов, регулярно ее повторяют и обязаны соблюдать меры безопасности. В то время как рядовые пользователи могут быть не в курсе норм и последствий. Правила использования средств индивидуальной защиты включают такие пункты:
- Носите защитные очки или маску, чтобы защитить глаза от раствора кислоты.
- Наденьте резиновые перчатки, чтобы предотвратить контакт с кислотой.
- При работе с электролитом рекомендуется также надевать резиновые сапоги и резиновый или прорезиненный фартук.
- Работайте в хорошо проветриваемом помещении, чтобы избежать вдыхания газов.
- Не курите и не используйте открытый огонь из-за риска пожара.
- Будьте внимательны при обслуживании АКБ, не допускайте пролива электролита или короткого замыкания.
Правильная процедура подключения и отключения аккумулятора
С каждым годом автопромышленность внедряет все более современные технологии для безопасности водителей и механиков. Однако это не значит, что нужно халатно относиться к процессу работы с АКБ. Даже при неправильном подключении есть вероятность следующих проблем:
- Короткое замыкание, что чревато повреждением самой батареи или получением ожогов.
- Повреждение электрических компонентов (предохранители, провода, реле и др.), что влечет за собой необходимость ремонта.
- Повреждением аккумуляторной батареи: при неправильной установке АКБ подвергается ударам и вибрации, что приводит к утечке электролита и опасности возникновения пожара.
- Потеря гарантии от производителя.
Избежать этого несложно, достаточно изучить паспорт безопасности аккумулятора и правила установки и снятия АКБ. Во-первых, при работе с батареей, убедитесь, что отключены зажигание и все электроприборы в машине.
Процесс подключения АКБ
- Найдите на аккумуляторе токовыводы и определите их полярность. Положительная клемма обычно обозначается красным цветом либо знаком “+”. Отрицательная клемма - черного цвета либо со знаком “-”.
- Сперва подключайте плюсовой кабель (обычно красного цвета) к положительной клемме батареи.
- После этого подключайте минусовой кабель (обычно черного цвета) к отрицательной клемме.
- Убедитесь, что кабели надежно прикреплены к клеммам АКБ. В противном случае будут проблемы с запуском двигателя, а также не будет происходить заряд батареи.
- После подключения удостоверьтесь, что все провода находятся далеко от зоны повреждений и не соприкасаются с вращающимися элементами ДВС.
- Запустите двигатель, чтобы проверить его работоспособность.
- Если с запуском проблемы, убедитесь, что кабели подключены правильно, клеммы чистые и без ржавчины, повреждения отсутствуют.
Процесс отключения АКБ
- Возьмите ключ, который совместим с клеммами батареи.
- Отключения следует начинать с минусовой клеммы. Ослабьте ключом крепление, чтобы отсоединить провод от аккумулятора.
- Повторите эти же действия с положительной клеммой.
- Если необходимо полностью снять накопитель, снимите удерживающую скобу или ремень, который держит аккумулятор на месте.
- Аккуратно выньте АКБ из гнезда и поставьте на плоской поверхности.
Меры предосторожности при зарядке автомобильной батареи
Большинство автобатарей нуждается в периодической подзарядке, чтобы водитель не сталкивался с неожиданной невозможностью завести двигатель. И чтобы избежать неприятностей, следует учитывать некоторые правила.
- Обеспечьте достаточный уровень вентиляции в помещении.
- Запрещено курить в помещении во время процедуры заряда АКБ, а также не допускается наличие открытого огня поблизости.
- Перед тем, как подключить накопитель к зарядному устройству, необходимо вывернуть пробки. Так газ не будет скапливаться внутри корпуса.
- Во время процедуры заряда не рекомендуется наклоняться к корпусу, чтобы не получить ожог при брызгах электролита.
- Перед тем, как подключить или отключить АКБ от зарядного, сперва всегда отключают зарядную сеть.
Мы пишем эту инструкцию не для того, чтобы запугать водителей. Мы хотим, чтобы пользователь осознавал риски и умел обращаться со своим автомобилем. При этом всегда лучше обратиться к обученным мастерам, которые знают и принимают меры безопасности при работе с аккумуляторами. На станциях ТО, как правило, есть необходимое оборудование и условия для обслуживания АКБ.
Заключение
Выводом хотелось бы подчеркнуть, что соблюдение техники безопасности с аккумуляторами является частью заботы о себе, своем автомобиле и окружающей среде. А еще лучше доверить сложные процедуры экспертам.