Как известно, демографическая ситуация в России остается сложной..Рождаемость снижается с каждым годом. Предпринимается масса мер, которые должны помочь: помощь семьям, беременным, многодетным семьям, материнский капитал и многое другое
....и видимо еще над одним способом улучшить демографию работают сейчас депутаты Госдумы, чиновники и общественные деятели. Обсуждается возможность введения в школах предмет "Семьеведение" (странное, не правда ли, название?), чтобы внедрять традиционные ценности и разобраться таки с "политической проблемой демографии". И хорошо бы, чтобы учили семьеведению православные священники.Видимо, чиновники рассудили так: раз экономические методы не помогают, то надо использовать идеологические методы.
Я например убеждена, что причина низкой рождаемости в России не в материальных проблемах и в качестве жилищных условий, (хотя это тоже несомненно влияет), а в убеждениях и ценностях людей. Именно поэтому в России среди религиозных мусульман и буддистов с рождаемостью все в порядке. А в благополучных Германии и Канаде рождаемость на запредельно низком уровне. В то же время в бедных странах Африки и Азии - наоборот.Материальная поддержка государства находит в нашей стране отклик у маргинальных слоев общества, а для представителей среднего класса - это не слишком привлекательная мотивация, поскольку дети и особенно многодетность - это дискомфорт, жертва временем здоровьем, карьером, то есть успехом в современном его представлении. Кроме того, в СМИ повсеместно транслируются ценности независимости женщин, одобрение так называемого "гражданского брака", партнерской семьи и т.д.
В общем, введение "Семьеведения" в школьную программу обсуждается видимо из-за осознания неэффективности демографической политики. В целом инициатива хорошая, но как ее будут осуществлять? Я как репетитор с большим опытом работы со школьниками не понаслышке знаю, что происходит с подобными новинками в школах. Например введенные год назад "Разговоры о важном", не для кого не секрет, что эта инициатива в школах зачастую реализуется только для галочки. Да и школьные учителя не имеют достаточной подготовки для такого рода деятельности. А отдельных ставок для преподавания этой дисциплины не предусмотрено. (И вряд ли будет. У меня у одиннадцатилетней дочки историю и обществознание в школе ведет психолог без профильного образования).
Я считаю что просто разговоры об уважении к родителям семейным ценностям - даже из уст священнослужителей - вряд ли повлияют существенно на проблему. Здесь просто так наскоком не получится.
Во-первых, если предмет будет преподаваться через призму православия, то как быть детям из семей, где родители атеисты, или же если дети из ортодоксальных мусульманских семей?
Что будет преподаваться в рамках этого предмета? Во всех открытых программах по семьеведению все сводится к бюджету и финансам семьи, но я как репетитор по обществознанию могу утверждать, что этот аспект жизни семьи вполне успешно может быть рассмотрен в формате обществознания в разделе "Экономика". И вообще, у ребят и так в школе по 8 уроков в день, будет еще один? Одним больше - одним меньше?
А если в рамках этой дисциплины будут обсуждаться "вопросы ранней беременности и проблем, связанных с вовлечением детей в порнобизнес", как предположила зав.кафедрой государственного и муниципального управления Университета "Синергия" Мария Байнова, то как это вяжется с религиозным образованием и популяризацией многодетных семей? В общем, вопросов больше, чем ответов.
Такие громкие инициативы должны быть подготовлены очень качественно и профессионально. И мы, репетиторы, преподаватели, родители, должны пытаться влиять на эти "образовательные эксперименты".
А Вы как думаете?