В мамино детство было уважительное отношение к хлебу. Никогда ребятишки с куском хлеба на улицу не выходили. Доедали- дожевывали все за столом.
Бабушка пекла хлеб заранее на несколько дней.
С вечера брала горшочек из погреба с квашенкой (закваска), повязанной поверх тряпочкой и заводила квашню.
Бабушка пекла хлеб на закваске- в русской печи.
И хлеб был бездрожжевой. В их время не было хлебопекарных дрожжей. Из хмеля делала пиво и дрожжи (закваска) для выпечки хлебобулочных изделий. После каждой выпечки закваску обновляла новой порцией хмеля и хранила в погребе. Закваска хранилась годами, соседи у друг друга просили- занимали закваску.
Тесто для хлеба было простое без молока, яиц и масла-
мука, вода, да соль.
В вечернее время, вымешанное тесто клала в деревянный ушат и в теплое место на печь- лежанку на ночь. Вставала с первыми лучами солнца, когда все домочадцы спали крепким сном, бабушка растапливала русскую печь и начинала разделывать тесто на караваи, ложила на противни. Когда дрова в печи прогорали, разгребала угли вдоль стенок печи. А затем на деревянной лопате сажала противни с хлебом в печь.
К праздникам пекла пироги, клала начинку: картофель, пшенную кашу, плоды просвирника. Когда у мамы был хороший улов с реки, то бабушка пекла и рыбники. В летнее время собирали в лесу голубику, потом ее сушили на противне в печи. Пекли и ягодники. Испекший хлеб, также и пироги раскладывала на столешнице и накрывала холстиной.
Как хлеб был на исходе, вновь пекла на несколько дней вперёд.
Пиво из хмеля употребляли токо в праздничные дни.
Были странности во время трапезы ( прием пищи). Ели рыбу и плевали все кости на пол. После еды мама ползала под столом и скамейками, выметала все кости.
Молоко не пили из чашек. Молоко наливалось в ёмкость- миску, ставили посередине стола и семья черпала ложками из общей миски, заедая хлебом. У каждого была деревянная ложка. Дед Герасим по появлению нового члена в семье вырезал из дерева ложку. Для малого- маленькую ложку, с подрастанием едока увеличивалась в объеме и ложка.
Мама старалась делать уроки засветло, но иногда бывали какие- то дела неотложные и с уроками замешкаешься, приходилось делать уроки при лучине. Но обычно батька ругался,
- нечего жечь лучину и коптить избу.
- Ложись спать, Нинка, по утру сделаешь, встанешь пораньше.
В их время у всех бани топились "по- черному", открытый очаг.
Во время топки дым от очага выходит в приоткрытую дверь. Очаг топки, каменка из валунов, среди них котел с водой находится рядом с входом. Баня протапливалась берёзовыми дровами.
В 60- е годы ездила в деревню с бабушкой,
мылись в бане "по- черному". В бане от такой топки внутренняя отделка коптится, до черного цвета. Воздух помещения имеет горьковатый привкус и глаза при этом слезятся.
Помывочная и парилка в одном помещении.
В предбаннике- скамейка для одежды, бак с холодной водой и заранее приготовлены вдоль стены дрова.
Дед в лесную чащобу добывать лыко ходил сам. Никому не доверял, нарезал лыко узкими полосками вдоль луба.
Говаривал,
"Ободрать липку, чтобы она годилась на лыко для лаптей, надо с толком."
Дед Герасим нарезал лыко для корзин, для лаптей. Корзины подолгу служили в хозяйстве, а вот лапти за неделю снашивались. Деду приходилось чаще их плести. Лапти обувь удобная и лёгкая.
Бабушкина семья вскоре оказалась безлошадной, безлошадное хозяйство. Безлошадные- не имеющие лошади.
Лошадь сломала ногу, деду Герасиму пришлось ее зарезать. Часть мясо сдали государству по установленной норме,часть оставили в семье, малую долю мяса продали на ярмарке, так как денег в семье не было.
Чтобы привезти в сенник заготовленное сено для коровы, надо было просить лошадь у председателя. Не скоро выпросишь, все колхозные лошади были заняты в работе.
Дед ведь работал на конюшне.Так они под покровом ночи привозили сено, носили с дороги в сарайку, потом тщательно за собой убирали- все следы носки сена.
Все дети спали зимами на полатях на матрасах, подушках набитыми сеном. Летом на сеновале. Только у деда с бабушкой была деревянная кровать, собственноручно сделана самим дедом. В избе из мебели: кровать, стол на кухне со скамейками вокруг стола, наблюдник, клеть для куриц, сундук для белья.
С их семьи взимался сельскохозяйственный налог (натуральный сбор).
Платили налог натуральными продуктами, от всего выращиваемого на земле и с подворного хозяйства.
Платить приходилось за каждое животное, находившееся в их подворье: мясо, молоко, кожсырье (шкуру теленка),
картофель, яйцо.
Кости от животного тоже принимали, перемолов- из их делали костную муку.
Была установлена норма сдачи.
Учитывали:
количество земли, количество едоков в семье, количество взрослых и животных на подворье, урожайность. Отбирали- "обдирали, как липку". Для пропитания самим в семье мало, что оставалось. Нет яиц на сдачу, иди покупай, но сдай норму налога.