Интересующиеся историей Средневековья наверняка слышали умопомрачительный рассказ о том, кто принес Черную Смерть в Европу в XIV в. Разумеется, ее притащили извне – этого мифотворческого хода западная цивилизация будет придерживаться и впредь, вплоть до «китайского» ковида 2020 года выпуска.
Вкратце история такова. В 1346 г. золотоордынский хан Джанибек, внезапно озлившись на ни-в-чом-нэ-уыноватых генуэзцев, осадил их колонию Каффу (нынешнюю Феодосию). За что, естественно, был тут же наказан Господом. После того, как войско Джанибека начало на глазах редеть от чумных стрел гнева Господня, этот мерзопакостный безбожник приказал заряжать катапульты чумными трупами и забрасывать ими город. Так человечество открыло для себя вкус бактериологической войны. Ну а дальше генуэзские корабли растащили заразу в Константинополь, по Адриатике, на Сицилию, в Геную, Марсель и т.д. по вплоть до Гренландии.
Историю эту, поведанную нам итальянским нотариусом Габриэлем де Мюсси, без устали копипейстят почти все популярные и даже некоторые полунаучные книжки, посвященные чуме. Какое-то время де Мюсси даже считался очевидцем описываемых событий – столь живо он излагал их сюжетные перипетии. Потом, правда, выяснилось, что в описываемый период автор хроники безвылазно сидел в своей Пьяченце.
Эпизод с забрасыванием трупов не может не вызывать вопросы. Например: а много ли средневековая история знает подобных случаев бактериологической войны? Ответ: целых два. Причем оба неподтвержденные. Один имел место во Франции в 1340 г. - правда, там забрасывали трупами лошадей. Другой – в Богемии в 1422 г.: там будто бы забрасывали человеческими трупами, однако не инфицированными.
Второй момент – наиболее очевидный для знакомых с историей – подобное непочтительное обращение с телами покойных противоречит вере, обычаям, обрядам и проч. и мусульман, и христиан, и язычников. Даже просто оставить труп соплеменника (тем более, боевого товарища) непогребенным - значит проявить крайнюю степень неуважения к покойному (обычай открытого погребения появится у кочевников значительно позже). Бросить его, как собаку, на поругание врагу – подчиненные Джанибека сильно бы не поняли своего хана, отдай он такой приказ. Скорее всего, там бы и прирезали его на месте, ускорив, таким образом, приход Великой Замятни. По всей видимости, данный сюжетный ход призван был послужить в т.ч. пропаганде безбожия и дикости магометан, тенгрианцев и прочих «азиатских варваров».
Более полный разбор несвязух и сомнительных мест в эпизоде с забрасыванием трупами см. в статье М.Гринберга.
Про маловероятность подобного способа заражения см., например, у Оле Бенедиктова. Если вкратце: от чумных трупов обычно не исходит опасности, поскольку блохи, питающиеся только текущей кровью, покидают его; опасность скорее может крыться в предметах одежды покойника. Если их дербанить, конечно.
Ну и под конец – самое сладкое. Хроника де Мюсси – единственный источник, описывающий закидывание Каффы трупами. Более чем странно, что столь неслыханные и катастрофичные по последствиям события не были засвидетельствованы никем более. Хроника была обнаружена в 1842 г. в прусском Бреслау (современном польском Вроцлаве). Она не была датирована, не имеет отсылок к другим современным ей источникам и не упоминается ими. Все это сильно напоминает фейк. Ни разу не удивлюсь, если вдруг выяснится, что она и написана была чернилами 19-го века.