Изба являлась традиционным жилищем русского крестьянина. Постройка дома для крестьянина – это важный этап в его жизни, непременный атрибут обретения им статуса домохозяина.
Заготовка бревен и возведение сруба обычно осуществлялась посредством мирской или соседской помочи. Основным строительным материалом выступала древесина. Избы строили из круглых неотесанных бревен. По мнению В.Б. Безгина «состояние крестьянских жилищ в полной мере отражало материальный достаток их владельцев. В конце XIX века зажиточные крестьяне в деревнях стали чаще строить каменные дома»[1].
Состояние крестьянской избы и надворных построек выступало верным показателем хозяйственного состояния крестьянской семьи. Как отмечает В.Б. Безгин, «плохая изба и развалившийся двор – первый признак бедности, о том же свидетельствует отсутствие скотины и мебели»[2]. По убранству жилища можно было безошибочно определить материальное положение жильцов. Обычно внутреннюю обстановку домов бедных и зажиточных семей описывали так: «Обстановка семьи бедного крестьянина – это тесная ветхая лачужка вместо дома, да хлевишко, в котором есть одна лишь коровенка и три-четыре овцы. У зажиточного всегда новая просторная изба, несколько теплых хлевов, в которых помещаются две-три лошади, три-четыре коровы, два-три теленка, два десятка овец, свиньи и куры. Есть баня и амбар»[3].
Русские крестьяне были весьма непритязательными в домашнем обиходе. Крестьянская изба конца XIX в. мало чем отличалась от сельского жилища века предыдущего. Большую часть комнаты занимала печь, служащая, как для обогрева, так и для приготовления пищи. Во многих семьях она заменяла баню. Большинство крестьянских изб топились «по-черному». В каждой избе был стол и лавки вдоль стен. Иная мебель практически отсутствовала. Не во всех семьях имелись скамейки и табуретки[4].
О гигиене русские крестьяне имели смутное представление. Большинство крестьян мылись раз-два в месяц в избе, в лотках или просто на соломе[5]. Постоянные работы по хозяйству и в поле практически не оставляли крестьянкам времени для поддержания чистоты в домах. В лучшем случае раз в день из избы выметали сор. Полы в домах мыли не чаще 2-3 раз в год, обычно к престольному празднику, Пасхе и Рождеству. Пасха в деревне традиционно являлась праздником, к которому сельские жители приводили свое жилище в порядок. «Почти каждый крестьянин, даже бедный, перед Пасхой непременно зайдет в лавку купит 2-3 куска дешевеньких обоев и несколько картин. Перед этим тщательно вымывают потолок и стены дома с мылом»[6].
Посуда была исключительно деревянной или глиняной. Деревянными были ложки, солонки, ведра, глиняными –миски. Металлических вещей было совсем мало: чугуны, в которых варили пищу, ухват для вытаскивания из печи чугунов, насаженный на деревянную палку, ножи.
[1] Безгин В. Б. Традиции крестьянского быта конца XIX начала XX веков (пища, жилище, одежда) // Вестник ТГТУ. 2005. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-krestyanskogo-byta-kontsa-xix-nachala-xx-vekov-pischa-zhilische-odezhda
[2] Крестьянская повседневность (традиции конца XIX – начала ХХ века). М.-Тамбов. 2004. С. 42.
[3] Быт великорусских крестьян – землепашцев. Описание мат-лов этнограф. бюро кн. В. Тенишева. СПб., 1993. С. 229.
[4]Русская изба (Внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь). Иллюстрированная энциклопедия. С. 9.
[5] Шингарев А.И. Вымирающая деревня. Опыт санитарно-экономического исследования двух селений Воронежской губернии / А.И. Шингарев. СПб. 1907. С. 50.
[6] Там же. С. 55.