Найти в Дзене

Классическое индийское мастерство актера

Вот так! Неожидали? Но не мог пройти мимо, раз уж разбираем классический театр. То, что мы называть таковым - несомненная заслуга Шекспира и его современников. Но первое действительно полноценное руководство по актерскому мастерству было написано в Древней Индии и называлось Натьяшастра. Сам его создатель (мудрец Бхарата) называет свой труд пятой Ведой, так как создавалась специально для простых людей, которым остальные веды были запрещены для чтения. Так из "Ригведы" взято чтение, из "Самаведы" пение, из "Яджурведы" представление и из Атхарваведы чувствование. Пустья Натья (драма и танец) станет пятым ведическим писанием. В сочетании с эпической историей, стремящейся к добродетели, богатству, радости и духовной свободе, он должен содержать значение каждого Священного Писания и продвигать каждое искусство. Натьяшастра 1.14-15 Содержание Шастра состоит из 36 глав и 6000 поэтических стром, описывающих исполнительское искусство. Рассматриваются драматическая композиция, структура спектак
Оглавление

Вот так! Неожидали? Но не мог пройти мимо, раз уж разбираем классический театр. То, что мы называть таковым - несомненная заслуга Шекспира и его современников. Но первое действительно полноценное руководство по актерскому мастерству было написано в Древней Индии и называлось Натьяшастра.

Первое наиболее полное руководство по актерскому мастерству было создано в Древней Индии
Первое наиболее полное руководство по актерскому мастерству было создано в Древней Индии

Сам его создатель (мудрец Бхарата) называет свой труд пятой Ведой, так как создавалась специально для простых людей, которым остальные веды были запрещены для чтения. Так из "Ригведы" взято чтение, из "Самаведы" пение, из "Яджурведы" представление и из Атхарваведы чувствование.

Пустья Натья (драма и танец) станет пятым ведическим писанием. В сочетании с эпической историей, стремящейся к добродетели, богатству, радости и духовной свободе, он должен содержать значение каждого Священного Писания и продвигать каждое искусство.
Натьяшастра 1.14-15

Содержание

Шастра состоит из 36 глав и 6000 поэтических стром, описывающих исполнительское искусство. Рассматриваются драматическая композиция, структура спектакля, устройство сцены, жанры, телодвижения, грим, костюмы работа художника-постановщика, музыка, инструменты и интегрирование стилей.

Общий подход текста трактует развлечение как эффект, а не основную цель искусства. Основная цель - поднять и перенести зрителей к выражению высшей реальности и трансцендентных ценностей. Актеры стремятся привести зрителя к эстетическому опыту, врожденному внутри него. Согласно шастре эмоциальное вовлечение зрителя происходит через активацию восьми чувств (эротического, комического, патетического, ужасного, яростного, одиозного, героической и чудесного).

Натьяшастра рассматривает не только актерское мастерство, но и работу художников
Натьяшастра рассматривает не только актерское мастерство, но и работу художников

Драма передается зрителю также как вкус еды передается через определенные зоны при различном сочетании продуктов. Благодаря этому могут возникать 8 доминирующих состояний (любовь, веселье, печаль, гнев, энергия, ужас, отвращение и удивление), которые рождают 33 психологических состояния (уныние, слабость, опасения, опьянение, усталость, тревога, возбуждение, отчаяние, нетерпение и т.д.).

Обучение актера поощряет саморазвитие актера и повышает уровень его сознания, что дает ему возможность выражать идеи из этого более высокого состояния. Актер должен чувствовать определенное состояние внутри, чтобы выразить его снаружи, поэтому в процессе подготовки актера необходимы занятия йогой, включающие асаны, пранаяму и дхьяну. Отдельная глава в Натье Шастре посвящена актрисам-женщинам.

Женщинам- актрисам в Натьешастре отведена отдельная глава
Женщинам- актрисам в Натьешастре отведена отдельная глава

Для чего это сейчас?

Конечно, жанровые особенности древнеиндийского театра мало могут пригодиться в современной игре, если только она не тематическая. Но сам подход к философскому отношению к сцене весьма рекомендателем. Правильное отношение актера к своей миссии, подкрепленное древней философией может заложить фундамент ответственности при развитии исполнительского искусства.