Грядет последний этап Кубка России, пафосно обозванный Гран-При России. Пока редакторы спортс.ру и сторонние юзеры делают ставки на то, куда поедет небезызвестная Тутберидзе Этери Гогиевна — на NHK Trophy с Никой Егадзе или в Москву с Камилой Валиевой, сами участницы этапа, по возможности готовятся к нему, как это делает ученица Плющенко Софья Муравьева.
В предверии суда над Валиевой, который все никак не может закончиться, активизировались хрустоботы, что было в принципе ожидаемо. Однако один из их советов был особенно фееричен:
И вот тут персонально Красному Фигуристу хочется товарища хрустобота похвалить, потому что если к его предложению прислушаются, то на бан в четыре года сторона Валиевой наработает стопроцентно. Как известно, в США и странах Западной Европы сейчас все еще идет эпидемия политкорректности, пускай и не настолько сильная, как скажем, года четыре назад, и несколько поубававишаяся после провала фильма про черную "Анну Болейн", и нескольких других подобных проектов. Однако то, что она идет на спад, не означает того, что там ее совсем уже нет, и что катание Камилы скорее не восхитит рядовых болельщиков, а разозлит, и, в принципе, понятно, почему.
Это общий клюквенный характер программы. Он читается во всем: и в хореографии, и в нарезке музыки, и самом костюме, который представляет из себя перемешанные элементы дизайна разных персонажей обоих фильмов дилогии про Черную Пантеру, чей дизайн основан на одежде племен из групп коса(с поправкой на общую футуристичность Ваканды).
После Контрольных прокатов платье поменяли на другое, но лучше не стало - за счет дырявой набедренной повязки. Ведь понятное дело, что племена коса или вымышленные вакандийцы в таких юбках ходить не могли. Да и серебряная вышика, тянущаяся от талии до бедер, выглядела вообще нелепо: клюквенность постановки выросла по экспоненте.
Что же такое клюква? Если при этом не говорить о ягоде, клюква - это вымыслы, ложные стереотипы, искажённые представления, вздорные и нелепые выдумки о том или ином народе или культуре. В основном, за клюкву порицалось и порицается американское кино, в особенности то, что снималось в восьмидемятые и навязывало зрителям искаженные, а то и в корне неверные представления о Советском Союзе. Стереотипы про водку, медведей на улицах, странные имена и фамилии, поголовное сотрудничество с великими и ужасным КГБ - это все и есть клюква.
Еще одной из проблем, по которой произвольная программа Валиевой может вызвать скандал за рубежом, является так называемая культурная апроприация. Валиева, будучи татаркой, катает программу, косвенно относящуюся к народам южной Африки, что и называется культурной апроприацией, и ныне не слишком поддерживается в интернете. Еще до демонстрации костюма, когда ТимТутберидзе анонсировали, что произвольная программа Валиевой в сезоне 23/24 будет под тему Ваканды, в твиттере имело место возмущение, связанное с тем, уместно ли подобное.
Что же такое культурная апроприация? Интернет дает вот такой ответ.
И вот тут стоить прояснить сам вопрос. Персонально Красный Фигурист не считает весь поднимаемый шум относительно использования мотивов иных культур в одежде(включая спортивные костюмы для выступлений) чем-то, что стоит такого шума вокруг себя. Реального уважения к самой культуре, чьи мотивы используются, это не добавит, и к какому-либо равенству не приведет. Заимствовать детали дизайн одежды из других культур можно и нужно, но стоит делать это аккуратно и с уважением к тому колодцу, откуда пьют, иначе получится та самая клюква(при возникновении которой и стоит использовать сочетание "культурная аппроприация").
К чести ТШТ стоит отметить: программы с элементами чужих культур они брали не так часто, как могли бы. В конце концов, тут нужен высокий уровень хореографического мастерства, которым далеко не все воспитанницы ТШТ могут похвастать - это же не "страсть" и не нечто абстрактное изображать надо.
Самый яркий пример - это Алина Загитова с программой под музыку из пеплума "Клеопатра".
Стоит отметить, что не одна Загитова катала программу, не будучи носителем не той культуры, к которой относится представляемый ей образ. Этим грешили многие фигуристки, например, двукратная чемпионка мира Мики Андо...
Серебряный призер чемпионата четырех континентов Ю Ен...
Призер чемпионатов мира Сатоко Мияхара...
Олимпийская чемпионка в команде Кейтлин Осмонд.
Все эти пятеро фигуристок изображали один образ — образ Клеопатры. Однако тут стоит привести пример реального древнеегипетского костюма, и понять, какой из представленных тут образов можно назвать клюквенным. Для сравнения, возьмем барельеф с изображением Клеопатры.
Итак, мы видим прилегающее к телу платье в пол, знаменитый воротник и оплечье. Можно заметить, что на барельефе еще осталась краска, так что можно сделать вывод, что платье было черное или темно-коричневое(что больше характерно для Египта времен поздних династий, до этого носили в основном цветные костюмы). В силу "Правила Витт" обнажение груди не допускается, поэтому фигуристки не стали это делать, максимум что было сделано - это небольной вырез в районе грудной клетки у Кейтлин.
Традиционное египетское оплечье присутствует у Андо, Мияхары, Ю и Осмонд. У Загитовой его нет. Платья Кейтлин, Сатоко и Ен черные или же темно-коричневые, у Алины оно черное с непонятной цветной вставкой, у Мики - бирюзовое. У Мияхары, Ю и Осмонд так же нет украшений на платье кроме оплечья и браслетов, у Загитовой и Андо, наоборот, в костюмах использовано слишком много страз, кристаллов и прочих блестяшек, в стиле "дорого-богато, брильянты, кольца и в конвертах деньги".
Если говорить честно, то самыми клюквенными из всей пятерки выглядят костюмы Алины Загитовой и Мики Андо. Любому человеку, который не то что имеет исторической образование со специалитетом на истории Древнего мира, а просто помнит школьный учебник, понятно, что изображаемая ей Клеопатра такого костюма носить не могла. Да, сделать платье в пол в фигурном катании невозможно даже для танцора, но при малейшей прямоте рук у дизайнера можно подобрать баланс между удобством и вкусом. И если в случае Андо(костюмы девяностых-нулевых видали и не такое) еще можно отговориться тем, что это сделано специально, по принципу "отыгрываем все стереотипы на серьезных щах", то в случае Алины уже нет. Ее костюм на полном серьезе продвигали и пиарили как великолепный и замечательный, хотя на самом деле это эталонная "развесистая клюква"(причем если роман Верна "Михаил Строгов", где этот термин впервые появился, хотя бы неплохо написан, обладает динамичным сюжетом, и да и о русских там написано куда более уважительно, чем снято в американских фильмах, то про последнюю ПП Загитовой ничего хорошего в принципе не скажешь). Да, можно сказать, что нельзя требовать от костюма Алины исторической точности, потому что он основан на фильме, но проблема в том, что даже на одежды героини Элизабет Тейлор ее одежда не похожа.
Особенно нелепо это утверждение выглядит в сравнении с "Клеопатрой" Осмонд, которая вообще брала для программы музыку из мультфильма про Астерикса и Обеликса, но тем не менее в плане отсутствия клюквы превосходит программу Загитовой на голову.
Еще для сравнения можно взять костюм Елизаветы Туктамышевой в короткой программе под тему Фригии из балета "Спартак":
Платье выполнено со вкусом, и хотя в силу его специфики, не достигает пола, но имеет свой прототип - костюм балерины Екатерины Максимовой.
Продолжая тему культурной аппоприации, стоит вспомнить восточную тематику и костюмы Евгении Медведевой...
Мао Асады ...
и Джоселин Хонг...
Мао и Женя изображали персонажей фильма и оперы, являющихся японками, Джоселин ориентировалась на выступление китайского творческого коллектива, но добавила туда вышивки узора в духе традиционных китайских нарядов.
Скорее всего, Джоселин вдохновлялась костюмами эры Северных и Южных династий, таким образом, дополняя костюм. Это не делает образ Джоселин клюквенным, хотя концепция соединения разных стилей разных времен тоже может быть весьма и весьма спорной. Однако костюм выполнен со вкусом, с уважением к прототипу и к культуре, так что не является клюквой и не может быть отнесен к культурной аппроприации(хотя доля таковой там есть).
Что касается костюма Мао, то он не может сойти за культурную аппоприацию в классическом понимании — так как сама Мао, понятное дело, этническая японка, как и ее героиня Чио-Чио-сан. Однако и костюм Мао очень похож на японское кимоно, которое носит Чио-Чио-сан по сюжету. Даже бабочки смотрятся в тему.
Если Красный Фигурист не имеет представления о том, кто шил платье Мао в сезон, когда она пыталась вернуться на лед, то автор костюма Жени Медведевой нам всем прекрасно известен — это главная швея японской сборной Сатоми Ито. В определенной степени, костюм уже не может считаться клюквой, потому что его шила японка. Однако, как и костюм Мао, он вполне похож на кимоно гейш - за вычетом объемного рисунка.
Похожая история связана с костюмом Нэйтана Чена для произвольной программы первого сезона по взрослым - под "Половецкие Пляски" из оперы Бородина "Князь Игорь". Программу ставили Марина Зуева и Надежда Канаева - носители культуры автора музыки, а в качестве исходника и прототипа были выбраны реконструкции исторических костюмов, выполненных на основе основе половецких же каменных изваяний. Костюм Нейтана, понятное дело, укорочен, но в остальном соответствует историческому.
Впрочем, от клюквы стремятся избавиться далеко не все, и доказательство этому - костюм Анастасии Губановой к программе "Болливуд", поставленной Аленой Леоновой. Заранее стоит оговориться - к самой Насте никаких претензий нет, претензии к Леоновой и швее, которык Болливуд совершенно не понимает. Точнее, не очень понимает специфику фильмов масала, которые средний обыватель Болливудом и воспринимает, и парси. И ведь это не тот случай, когда не особенно надо было оригинальничать.
Достаточно было просто скопировать костюм Латики из фильма «Миллионер из трущоб», откуда и была взята музыка для произвольной программы.
Как уже говорили, специфика Болливуда в том, чтобы брать штампы из иностранного кино и доводить их до максимума. Если любовь - то вечная, если хореография - то невероятно активная(у Губановой активная имитация индийского танца идет только в начале программы), если костюм - то ярко-вырвиглазый, с комбинацией самых разных цветов и украшений, как в костюмах Мэрил Дэвис...
.... Татьяны Волосожар...
... и, увы, снявшейся с этапа Гран-При России из-за травмы партнера, Карины Акоповой....
Пример хорошего болливудского костюа - костюм знаменитой индийской актрисы Айшварии Рай. На него больше похожи костюмы Дэвис, Волосожар и Акоповой, но не Губановой.
Таким образом, можно сделать вывод, что костюм не является клюквой, если выполнен качественно, красиво и с уважением к культуре оригинальной музыки/фильма/иного произведения, или же, в случае чего, по возможности копируют тот или иной костюм из него же. Если же нет, то данному костюму можно в полной степени вменить клюкву и хамскую культурную аппроприацию.
Как например, в случае костюмов, которые Татьяна Навка заказала для своего шоу «История любви Шахерезады». Ей богу, на деньги Пескова можно было бы и более качественные купить.
Или же танец Домниной-Шабалина на ОИ-10, который вызвал скандал. Вот это клюква и культурная апроприация.
Однако для того, чтобы создать неклюквенный, но основанный на культуре, образ надо иметь вкус и немаленькие знания. Что есть у Сатоми Ито и Ше-Линн Бурн, но нет у Даниила Глейхенгауза, Алены Леоновой и Ольги Рябенко.