Найти тему

Дом Бажанова на улице Марата. Сохранившиеся парадные интерьеры апартаментов. Известный камин работы Врубеля.

На улице Марата находится Дом Бажанова. Это здание не было личным особняком купца. Когда-то полное название здания звучало так: Дом торгово-промышленного товарищества "Бажанов и Чувалдина".

Фото 1910-х гг.
Фото 1910-х гг.

Это здание представляет собой жилой дом с общественными помещениями для сотрудников этой компании. Схожесть с особняком возникает из-за квартиры директора-распорядителя.

Со стороны улицы Марата в здание ведет только один вход. Через него можно попасть к парадной лестнице, по которой посетители поднимались на второй этаж. Через ворота, которые находятся с другой стороны здания, можно попасть во дворы. Из трех дворов можно было попасть в квартиры, которые находились в этом доме.

Первоначальный проект
Первоначальный проект

Дом был построен в 1909 году по проекту архитектора П.Ф. Алешина. Первоначальный проект предполагал характерную для модерна разнообразную расстекловку окон. Стена по уровню первого этажа должна была быть облицована грубоколотым камнем, а остальная часть фасада тесаным либо кованым. Окна второго этажа были облицованы майоликовыми наличниками. Но проект был упрощен.

Дом Баранова. источник открытыйгород.рф
Дом Баранова. источник открытыйгород.рф

Фасад дома выложен красным гангутским гранитом. Он дополнен лепниной и чугунными деталями. Высокие дымовые трубы выглядят как башенки. Внутренние дворовые фасады облицованы майоликовой плиткой, глазурованным кирпичом.

Башни во дворе. источник citywalls.ru
Башни во дворе. источник citywalls.ru

Дворовые фасады дома украшают три башни. В них находятся парадные лестницы. В третьем дворе размещается здание хозяйственного корпуса.

Внутренний двор. источник Википедия
Внутренний двор. источник Википедия

Дом не был доходным, в нем проживали сотрудники одной компании, многие из которые приходились друг другу родственниками. Для них было обустроено 30 квартир. Квартира Бажанова занималась весь второй этаж вокруг первого двора. В ней были устроены парадные залы, жилые комнаты, комнаты для обслуживающего персонала. Также в доме было предусмотрено общежитие для молодых сотрудников с отдельной кухней и столовой.

Все квартиры имели оборудованную кухню, уборную комнату, холодную кладовую, комнату для прислуги. Они были электрифицированы, снабжены электрическими звонками. Во все квартиры было проведено центральное водяное отопление.

Помимо, квартир в доме был зал заседаний, который находился на первом этаже. В подвале размещался архив товарищества “Бажанов и Чувалдина”. По документам в здание была еще несгораемая комната-сейф, но она не отмечена ни на одном плане.

Самые интересные интерьеры дома находятся в квартире Филадельфа Бажанова. До нашего времени сохранилось убранство парадных помещений квартиры Бажанова. Всего в квартире было сорок комнат разного назначения. Такое количество покоев было обусловлено тем, что у Бажанова с супругой было 11 детей.

Каждая комната имела свой индивидуальный стиль, отличалась разнообразием материалов и приемов оформления.

Зал заседаний товарищества располагалась в левом корпусе первого двора.

Рядом с ним были устроены гостиные комнаты и бронированная кассовая комната.

Зал был полностью отделан мореным дубом. Стены украшали высокие филенчатые панели с пилястрами, которые соединялись с балками потолка. В верхней части панелей располагались 44 овальных резерва. В одном был помещен портрет Николая II.

Зал можно было использовать, как театральный. В нем была устроена разборная театральная сцена.

Панели в тамбуре. источник www.citywalls.ru.
Панели в тамбуре. источник www.citywalls.ru.

В апартаменты Бажанова ведет массивный тамбур с дубовыми дверьми. За ним следует широкая мраморная лестница.

Встроенные скамейки. источник www.citywalls.ru.
Встроенные скамейки. источник www.citywalls.ru.

Лестница плавно перетекает во встроенные скамейки.

Парадная лестница.
Парадная лестница.

На второй этаж вела лестница из белого каррарского мрамора. Она украшена фонарями.

Лестница на второй этаж. источник www.mishanita.ru/
Лестница на второй этаж. источник www.mishanita.ru/

На нее выходят различные помещения. Освещалась лестница световым фонарем.

Камин в вестибюле. источник www.citywalls.ru.
Камин в вестибюле. источник www.citywalls.ru.

Парадная лестница ведет в вестибюль. В его центре находится камин, облицованный майоликовой плиткой с медной панелью (на ней изображен драккар). В верхней части камина находится фриз с изображением сцен из крестьянской жизни.

Фриз. источник www.citywalls.ru.
Фриз. источник www.citywalls.ru.

Продолжение фриза есть на столбах и напротив камина на стене.

Камин в фойе. источник www.citywalls.ru.
Камин в фойе. источник www.citywalls.ru.

В небольшом фойе (курительной) у вестибюля также находится великолепный камин. Его рама сделана из дуба, а сам камин оформлен майоликовой облицовочной плиткой. Когда-то к камину примыкали диванчики, но они не сохранились.

приемная. источник www.mishanita.ru/
приемная. источник www.mishanita.ru/

Приемная Бажанова облицована декоративными панелями из орехового дерева с декоративными майоликовыми вставками.

Приемная Бажанова
Приемная Бажанова

Резьбой украшены потолочные балки и филенки дверей.

Камин Врубеля. источник Википедия
Камин Врубеля. источник Википедия

В центре помещения стоит камин, который создан по эскизам Михаила Врубеля. Камин носит название Вольга Святославич и Микула Селянинович.

-16

В конце XIX века Михаил Врубель по заказу Саввы Мамонтова написал два панно для Всероссийской Нижегородской выставки 1896 года. Оба панно стали основой для их последующего воплощения в керамике.

Кабинет
Кабинет

За приемной следовал кабинет хозяина, оформленный в стилистике неоренессанса. Кабинет был оформлен панелями и мебелью из красного дерева. Стены когда-то были затянуты тесненной кожей.

Потолок в кабинете. источник Википедия
Потолок в кабинете. источник Википедия

Потолок в зале кессонированный, в кессонах можно увидеть лепные листья аканта.

Грушевая гостиная
Грушевая гостиная

Следующее помещение - это грушевая гостиная. Она находилась на женской половине. Комната оформлена в стилистике модерн. Стены были затянуты тканью. Свое название гостиная получила из-за того, что панели и двери в ней сделаны из дерева груши.

Гостиная
Гостиная

Над каждой из трех дверей созданы барельефы (в технике гальванопластики). На них изображены мужской и женский профили в трех возрастах - в детском, юношеском и зрелом. История этих изображений неизвестна.

Гостиная
Гостиная

В гостиной сохранился лепной фриз в технике намазной лепки с видами южного парка.

Малая столовая. источник www.citywalls.ru.
Малая столовая. источник www.citywalls.ru.

В первый двор обращена малая столовая. Ее стены отделаны дубовыми панелями. Раньше в стену был встроен буфет, но он не сохранился.

Малая столовая
Малая столовая
Малая столовая
Малая столовая

Другое название столовой - это Гербовый зал. Над каждой дверью можно увидеть герб, всего их четыре - Санкт-Петербург, Москва, Ярославская и Олонецкая губернии.

Из малой столовой можно было пройти в большую столовую. В ней располагались открытые хоры на которых мог размещаться оркестр. Потолки в этом помещение чуть выше, чем в других залах.

Под потолком находился потрясающий фриз, который не сохранился. Он был написан Николаем Рерихом специально для квартиры Бажановых. Сейчас он находится в Русском музее.

Камин в столовой украшен майоликовой плиткой и деревянными вставками с цветками ириса.

Часть фриза в столовой.
Часть фриза в столовой.

За большой столовой находились жилые покои, которые не сохранились.

С большой столовой раздвижными дверьми соединялся Белый зал. Зал с мастичной лепкой и большим количеством зеркал.

Белый зал
Белый зал

Предположительно под потолком должен был быть фриз, но никаких эскизов не сохранилось.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала

И обязательно ознакомьтесь: