На улице Марата находится Дом Бажанова. Это здание не было личным особняком купца. Когда-то полное название здания звучало так: Дом торгово-промышленного товарищества "Бажанов и Чувалдина".
Это здание представляет собой жилой дом с общественными помещениями для сотрудников этой компании. Схожесть с особняком возникает из-за квартиры директора-распорядителя.
Со стороны улицы Марата в здание ведет только один вход. Через него можно попасть к парадной лестнице, по которой посетители поднимались на второй этаж. Через ворота, которые находятся с другой стороны здания, можно попасть во дворы. Из трех дворов можно было попасть в квартиры, которые находились в этом доме.
Дом был построен в 1909 году по проекту архитектора П.Ф. Алешина. Первоначальный проект предполагал характерную для модерна разнообразную расстекловку окон. Стена по уровню первого этажа должна была быть облицована грубоколотым камнем, а остальная часть фасада тесаным либо кованым. Окна второго этажа были облицованы майоликовыми наличниками. Но проект был упрощен.
Фасад дома выложен красным гангутским гранитом. Он дополнен лепниной и чугунными деталями. Высокие дымовые трубы выглядят как башенки. Внутренние дворовые фасады облицованы майоликовой плиткой, глазурованным кирпичом.
Дворовые фасады дома украшают три башни. В них находятся парадные лестницы. В третьем дворе размещается здание хозяйственного корпуса.
Дом не был доходным, в нем проживали сотрудники одной компании, многие из которые приходились друг другу родственниками. Для них было обустроено 30 квартир. Квартира Бажанова занималась весь второй этаж вокруг первого двора. В ней были устроены парадные залы, жилые комнаты, комнаты для обслуживающего персонала. Также в доме было предусмотрено общежитие для молодых сотрудников с отдельной кухней и столовой.
Все квартиры имели оборудованную кухню, уборную комнату, холодную кладовую, комнату для прислуги. Они были электрифицированы, снабжены электрическими звонками. Во все квартиры было проведено центральное водяное отопление.
Помимо, квартир в доме был зал заседаний, который находился на первом этаже. В подвале размещался архив товарищества “Бажанов и Чувалдина”. По документам в здание была еще несгораемая комната-сейф, но она не отмечена ни на одном плане.
Самые интересные интерьеры дома находятся в квартире Филадельфа Бажанова. До нашего времени сохранилось убранство парадных помещений квартиры Бажанова. Всего в квартире было сорок комнат разного назначения. Такое количество покоев было обусловлено тем, что у Бажанова с супругой было 11 детей.
Каждая комната имела свой индивидуальный стиль, отличалась разнообразием материалов и приемов оформления.
Зал заседаний товарищества располагалась в левом корпусе первого двора.
Рядом с ним были устроены гостиные комнаты и бронированная кассовая комната.
Зал был полностью отделан мореным дубом. Стены украшали высокие филенчатые панели с пилястрами, которые соединялись с балками потолка. В верхней части панелей располагались 44 овальных резерва. В одном был помещен портрет Николая II.
Зал можно было использовать, как театральный. В нем была устроена разборная театральная сцена.
В апартаменты Бажанова ведет массивный тамбур с дубовыми дверьми. За ним следует широкая мраморная лестница.
Лестница плавно перетекает во встроенные скамейки.
На второй этаж вела лестница из белого каррарского мрамора. Она украшена фонарями.
На нее выходят различные помещения. Освещалась лестница световым фонарем.
Парадная лестница ведет в вестибюль. В его центре находится камин, облицованный майоликовой плиткой с медной панелью (на ней изображен драккар). В верхней части камина находится фриз с изображением сцен из крестьянской жизни.
Продолжение фриза есть на столбах и напротив камина на стене.
В небольшом фойе (курительной) у вестибюля также находится великолепный камин. Его рама сделана из дуба, а сам камин оформлен майоликовой облицовочной плиткой. Когда-то к камину примыкали диванчики, но они не сохранились.
Приемная Бажанова облицована декоративными панелями из орехового дерева с декоративными майоликовыми вставками.
Резьбой украшены потолочные балки и филенки дверей.
В центре помещения стоит камин, который создан по эскизам Михаила Врубеля. Камин носит название Вольга Святославич и Микула Селянинович.
В конце XIX века Михаил Врубель по заказу Саввы Мамонтова написал два панно для Всероссийской Нижегородской выставки 1896 года. Оба панно стали основой для их последующего воплощения в керамике.
За приемной следовал кабинет хозяина, оформленный в стилистике неоренессанса. Кабинет был оформлен панелями и мебелью из красного дерева. Стены когда-то были затянуты тесненной кожей.
Потолок в зале кессонированный, в кессонах можно увидеть лепные листья аканта.
Следующее помещение - это грушевая гостиная. Она находилась на женской половине. Комната оформлена в стилистике модерн. Стены были затянуты тканью. Свое название гостиная получила из-за того, что панели и двери в ней сделаны из дерева груши.
Над каждой из трех дверей созданы барельефы (в технике гальванопластики). На них изображены мужской и женский профили в трех возрастах - в детском, юношеском и зрелом. История этих изображений неизвестна.
В гостиной сохранился лепной фриз в технике намазной лепки с видами южного парка.
В первый двор обращена малая столовая. Ее стены отделаны дубовыми панелями. Раньше в стену был встроен буфет, но он не сохранился.
Другое название столовой - это Гербовый зал. Над каждой дверью можно увидеть герб, всего их четыре - Санкт-Петербург, Москва, Ярославская и Олонецкая губернии.
Из малой столовой можно было пройти в большую столовую. В ней располагались открытые хоры на которых мог размещаться оркестр. Потолки в этом помещение чуть выше, чем в других залах.
Под потолком находился потрясающий фриз, который не сохранился. Он был написан Николаем Рерихом специально для квартиры Бажановых. Сейчас он находится в Русском музее.
Камин в столовой украшен майоликовой плиткой и деревянными вставками с цветками ириса.
За большой столовой находились жилые покои, которые не сохранились.
С большой столовой раздвижными дверьми соединялся Белый зал. Зал с мастичной лепкой и большим количеством зеркал.
Предположительно под потолком должен был быть фриз, но никаких эскизов не сохранилось.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: