Найти тему
И Star и млад

"Метрополис" - футуристический взгляд на борьбу классов

Метрополис

Режиссёр: Фриц Ланг

Страна: Германия

Год: 1927

Фриц Лэнг создал одно из незабываемых оригинальных мест в кинематографе. “Метрополис” закрепил за бесчисленными последующими фильмами образ футуристического города как ада материального прогресса и человеческого отчаяния.

Сюжет фильма написан Лангом, антифашистом еврейского происхождения, которого вдохновляла советская литература. Его соавтором была его жена Теа фон Харбу, аристократка и будущий член нацистской партии. Это сотрудничество представляет собой неловкое слияние двух магнитно противоположных философий

История повествует о великом городе, две половины которого - избалованные граждане поверхности и рабы глубин - не знают друг о друге. Городом управляет безжалостный Йох Фредерсен (Альфред Абель), бизнесмен-диктатор. Его сын Фредер (Густав Фрелих) однажды находится в Садах Удовольствий, когда Мария (Бригитта Хелм), женщина из подземного города, выводит группу детей рабочих на поверхность. Фредер, пораженный красотой Марии и с изумлением узнавший о жизни, которую ведут рабочие, разыскивает сумасшедшего гения Ротванга (Рудольф Кляйн-Рогге), который знает тайны нижнего мира. Лаборатория этого гения создала визуальный образ безумных ученых на десятилетия вперед,

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В “Метрополисе” использовались огромные декорации, 25 000 статистов и потрясающие спецэффекты, чтобы создать два мира: великий город Метрополис с его стадионами, небоскребами и скоростными автомагистралями в небе и подземный город рабочих, где циферблат показывает 10 часов, чтобы втиснуть еще один день в рабочую неделю. Фильм Ланга - это вершина немецкого экспрессионизма, сочетание стилизованных декораций, драматических ракурсов, смелых теней и откровенно искусственной театральности.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Фильм содержит такие великолепные визуальные эффекты, что все остальное в фильме отступает, позволяя его всепоглощающему мифическому статусу взять верх. Технический шедевр эпохи немого кино австрийского режиссера, невероятные, ультрасовременные спецэффекты и футуристические образы 1927 года сделали картину эталоном влиятельного научно-фантастического кинопроизводства.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Согласно книге Патрика Макгиллигана "Фриц Ланг: Природа зверя", статистов бросали в сцены насилия с участием толпы, заставляли часами стоять в холодной воде и обращались с ними скорее как с реквизитом, чем как с людьми. Героиню заставляли прыгать с высоты, а когда ее сжигали на костре, Лэнг использовал настоящее пламя. Ирония заключалась в том, что режиссерский стиль Лэнга мало чем отличался от подхода злодея в его фильме.

Лэнг развивает эту историю, создавая сцены поразительной оригинальности. Представьте себе первый взгляд на подземную электростанцию, где рабочие с трудом передвигают тяжелые стрелки циферблата взад-вперед. То, что они делают, не имеет логического смысла, но визуально связь очевидна: ими управляют, как стрелками на часах.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

"Метрополис” делает то, что делают многие великие фильмы, создавая время, место и персонажей настолько поразительных, что они становятся частью нашего арсенала образов для представления мира. Идеи “Метрополиса” так часто впитывались в массовую культуру, что его ужасающий город будущего стал почти данностью. Лэнг снимался почти год, движимый одержимостью, часто жестокий по отношению к своим коллегам, безумец-перфекционист, и в результате получился один из тех оригинальных фильмов, без которых другие не могут быть оценены в полной мере.

Визуальные композиции Ланга захватывают дух от постоянного движения во всех направлениях - лифты, поезда, самолеты, клады, падающие здания. Даже камера в один момент перемещается вперед, чтобы зафиксировать важное открытие. Некоторые спецэффекты будут очевидны сегодняшним зрителям, но видение Лэнга неподвластно времени. Метрополис достигает высочайшего уровня киномагии в том смысле, что никогда не бывает до конца ясно, что было снято на самом деле, а что было просто обманом камеры. Учитывая это, легко отказаться от догадок и поддаться воображению фильма

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Фильм "Метрополис" уже много лет не существует в той версии, которую завершил Лэнг. Он был вырезан дистрибьюторами, цензорами и экспонентами, ключевые кадры были утеряны. В 1984 году была выпущена реконструированная версия, в которую к существующим принтам были добавлены отснятые материалы из Германии и Австралии, и эта версия, спродюсированная Джорджио Мородером, была окрашена “в соответствии с первоначальными намерениями Ланга” . Это версия, которую чаще всего можно увидеть сегодня.