Кафала, или рабство XXI века
В наше время рабство кажется пережитком прошлого, чем-то страшным и оставшимся в глубине веков. Оно запрещено законодательством большинства стран мира и осуждается как преступление.
Однако несмотря на законодательный запрет, количество рабов в современном мире не только не уменьшается, а, наоборот, растет – с 40-46 млн человек в 2016 году до 50 млн в 2021-м.
Есть не только открытое рабство, но и скрытые его формы, когда формально люди вроде как свободны, но в реальности ничего не могут сделать без разрешения своего хозяина или нанимателя. Примером такого «скрытого» рабства является система «кафала» в мусульманских странах Ближнего Востока.
С арабского «кафала» переводится как «спонсорская система». Изначально в арабской юриспруденции она относилась только к усыновлению детей. В рамках «кафалы» спонсор оплачивает содержание и проживание ребенка в семье, который при этом считается чужим для своих братьев и сестер, не может называть родителей «мама» и «папа» и претендовать на наследство.
Однако в конце XX века эта система была расширена и стала включать в себя еще и найм-работников мигрантов в мусульманских странах Ближнего Востока, включая Саудовскую Аравию, Катар, ОАЭ, Бахрейн, Ирак, Иордания и т.д. Теперь все низкоквалифицированные рабочие-мигранты должны были иметь в стране, где они работают – спонсора, обычно работодателя, который нес за них материальную и юридическую ответственность.
Однако в реальности они отказываются от большинства своих прав в взамен на контракт с работодателем, что, вполне логично, порождает широкие возможности для злоупотреблений. Ведь въезжая, например, в Саудовскую Аравию, иностранный рабочий в обмен на билеты, визу и медицинскую карточку, которые ему обеспечивает спонсор, теряет право сменить своего работодателя по желанию или уехать на родину, не заручившись его письменным разрешением.
И теперь он должен отработать потраченные на себя деньги тяжелым физическим трудом, порой по 10-12 часов в день под палящим солнцем. И не забываем о том, что многие саудовские работодатели не оформляют своим работникам вид на жительство в стране и трудовую карточку, и огромное количество мигрантов остаются нелегалами.
Что касается женщин, то, по подсчетам неправительственной организации Human Rights Watch в 2014 году, в ОАЭ работало 146 тысяч женщин-мигрантов в качестве домашней прислуги. При этом у них нередко отбирали паспорта, не платили зарплату в полном объеме, и они подвергались физическому и сексуальному насилию.
Само собой, подобные условия работы порождают недовольство и протесты мигрантов, требующих человеческого отношения и улучшения условий труда. Так, в 2006 году на стройке знаменитого небоскреба «Бурдж-Халифа» в ОАЭ, когда за рабочими вовремя не приехал автобус, 2, 5 тысячи мигрантов устроили беспорядки и нанесли своему работодателю серьезный ущерб. Впоследствии большинство из них депортировали из страны.
Отметим, что некоторые из стран Ближнего Востока пытаются, на словах, бороться с системой «кафала». Так, в Катаре в 2019 году начались реформы в этой сфере: рабочие получили право менять работу без разрешения работодателя, им установили минимальную зарплату в размере 1000 катарских риалов, а также обязали работодателей платить им пособие на питание (300 риалов), и проживание (500 риалов).
Однако принудительный труд мигрантов продолжал использоваться при подготовке к Чемпионату мира по футболу 2022 года в Катаре, и во время строительства стадионов погибли более 6,5 тысяч рабочих из-за тяжелых условий проживания и работы. Пока система «кафала» будет выгодна жадным ближневосточным работодателям, любые действия правительств в этой сфере не приведут к ее отмене.