Найти тему
История и культура Евразии

Заградительные аэростаты на фронтах Великой Отечественной войны

В годы ВОВ аэростаты стали одним из основных средств ПВО. Особенно они известны по обороне воздушного пространства Москвы. Там использовали 303 аэростата.

Аэростаты запускали с помощью лебедок, которые использовали для подъема двигатели от грузовиков. Служба была опасной, так как наполненные водородом аэростаты могли легко взорваться от любой искры.

Газгольдер (хранилище водорода для аэростата) на Невском проспекте, 1941
Газгольдер (хранилище водорода для аэростата) на Невском проспекте, 1941

Их часто срывало и бывали случаи, когда солдат утаскивало с ними в воздух. Так, например сержанта Дмитрия Велигуру утащило на 110 километров. Но он чудом смог добраться до клапана и открыв его спустить аэростат. За это его наградили орденом Красного Знамени.

Аэростат над памятником А.С.Пушкина в Москве
Аэростат над памятником А.С.Пушкина в Москве

О деятельности воздухоплавательных полков аэростатов в шуточной форме рассказывается в советском фильме 1967 года "Крепкий орешек" (не путать с американским "Крепким орешком", где в главной роли Брюс Уиллис).

Аэростаты были последним рубежом обороны. Если немецкие бомбардировщики прорывались через истребители и зенитчиков, то они попадали на минное поле из аэростатов. Главной опасностью для самолетов были тросы, на которые подвешивали аэростаты. Приходилось взлетать выше откуда вести не прицельное бомбометание.

Лондон, Первая мировая война
Лондон, Первая мировая война
  • Сами аэростаты начали использовать в РККА с 1930 года. Первое боевое применение во время советского-финляндской войны - защищали небо Ленинграда. К 1941 году в РККА было 6 полков и 10 дивизионов аэростатов заграждения. В 1945 году их уже было 3 дивизии и 17 дивизионов. В общем 3000 аэростатов, которые обслуживали 50 тысяч военнослужащих (в основном женского пола).

Аэростаты защищали небо 20 советских крупных городов. Даже во Владивостоке, где их использовали для защиты базы ВМФ на случай внезапного налета японской авиации.

Летом 1944 года аэростаты решили использовать Фау-1. Немцы собирались обстреливать ими Ленинграда, который только освободился от блокады.

  • Дальность полета Фау - 300 км
  • Скорость - 656 км\час
  • Потолок - 2700-3050 м

Против ракет у советского командования кроме аэростатов ничего не было. Решили их и использовать, учитывая британский опыт, где 231 ракета Фау-1 не достигла цели из-за аэростатов. Причем в Ленинград стянули 2000 аэростатов, что позволило увеличить плотность до 6-7 на километр.

Лондон, Вторая мировая война
Лондон, Вторая мировая война

В Ленинграде аэростаты использовали с первых дней войны. В том числе для защиты "Дороги жизни".

Что интересно, из-за недостатка бензина двигатели грузовиков, поднимающих аэростаты работали на отработанном водороде. Это придумал автотехник 3-го полка аэростатов заграждения 2-го корпуса ПВО Борис Шелищ.

Борис Исаакович Шелищ (28 сентября [11 октября] 1908, Киев — 1 марта 1980, Ленинград) — участник Великой Отечественной войны, изобретатель. Во время службы в ВС Союза ССР разработал и внедрил способ перевода бензинового двигателя на водородное топливо. За своё изобретение удостоен ордена Красной Звезды (1941 год)
Борис Исаакович Шелищ (28 сентября [11 октября] 1908, Киев — 1 марта 1980, Ленинград) — участник Великой Отечественной войны, изобретатель. Во время службы в ВС Союза ССР разработал и внедрил способ перевода бензинового двигателя на водородное топливо. За своё изобретение удостоен ордена Красной Звезды (1941 год)

Все-таки аэростаты против ракет в Ленинграде так и не использовали. Советские войска стремительно наступали в Прибалтике, где базировались Фау-1. Немцы не успели их применить.

После ВОВ аэростаты улучшили и они смогли подниматься на 9000 метров. Их поднимали для защиты крупных военных баз и ядерных полигонов.

Американские заградительные аэростаты противовоздушной обороны, 1942
Американские заградительные аэростаты противовоздушной обороны, 1942