196 подписчиков

Биография Суворова. 75. Вторая Русско-турецкая война. (часть 17) Сражение при Рымнике. Подготовка. 1789 г.

Суворовские солдаты.
Суворовские солдаты.

Между тем опасения высказанные генерал-аншефом Суворовым своему начальнику князю Репнину начинают оправдываться. Великий визирь Коджа Юсуф-паша во главе огромного войска переходит Дунай у города Браилова и движется по направлению реки Рымник. Узнав об этом от своих лазутчиков, принц Кобургский посылает к Суворову гонца с просьбой о помощи.

Гонец прибывает к генерал-аншефу Суворову 17 сентября. Но на этот раз Александр Васильевич не спешит, выжидая достоверной информации о перемещении визиря от своих собственных разведчиков; ведь еще до конца неясно в каком именно направлении собирается наступать визирь: то ли на Галац, то ли на Фокшаны? Так в бездействии проходят сутки. К Суворову прибывает еще один гонец от Кобурга с сообщением о том, что войска Коджи Юсуф-паши уже в четырех часах пути от Фокшанов, где расположились австрийцы. Суворов понимает, что напрасно потеряны целые сутки и командует немедленно выступить в поход.

В полночь на 19 сентября дивизия Суворова покидает свое расположение в местечке Пуцени. К полудню суворовцы преодолевают 25 верст и достигают реки Бырлад. Форсировав реку, Суворов дает солдатам короткий привал, после которого следует еще один 15-и верстный марш до реки Серет, где должен был ожидать понтонный мост загодя наведенный австрийцами. Но моста не оказывается. По странному стечению обстоятельств, мост нашелся в 15 верстах выше. Идти туда пришлось по самой плохой дороге. Усугубляя несчастье, вечером хлынул сильный ливень и разразилась самая настоящая буря. Дурная дорога сразу же превратилась в непролазное болото.

Но не смотря ни на что поздно ночью суворовцы добираются к мосту. Авангард переходит реку. Но тут вздувшаяся вода повреждает мост. Переправа становится опасной. Подходит пехота. Измученные долгим тяжелым переходом промокшие до нитки солдаты стоят по колено в грязи под проливным дождем и ждут. Суворов быстро осматривает местность и неподалеку обнаруживает небольшую лесистую возвышенность, куда и переводит свои войска. Здесь, под деревьями, дивизия Суворова проводит эту ненастную ночь.

Одновременно генерал-аншеф Суворов отдает приказ дежурному майору Курису исправить мост. Для этого в придачу к 1500 солдатам с окрестных деревень мобилизуется 1000 крестьян, а также, берутся в работу австрийские понтонные лошади. В результате, к утру мост полностью готов. Перед рассветом улеглась и буря. Солдаты приободрились. Река благополучно преодолена, а далее последовал 20-и верстный марш по размытой дороге и форсирование реки Путны. Затем привал. Утром 21 сентября дивизия Александра Васильевича, преодолев за 70 часов 80 верст, прибывает к месту расположения австрийцев на реке Мильке у Фокшанов. Уже два дня принц Кобургский отражает довольно мощные арьергардные нападения турок из-за реки.

В поставленном австрийцами для русского полководца шатре, генерал-аншеф Суворов принимает генерала кавалерии Кобурга. Сразу же после бурной встречи Александр Васильевич начинает горячо убеждать принца в наискорейшей и безотлагательной атаке турок всеми имеющимися силами. Принц Кобургский не соглашается, высказав, что турок в четыре раза больше. Суворов парирует тем, что при таком ощутимом неравенстве сил только решительная атака решит исход дела в пользу союзников, а большие количества войск неприятеля будут только на руку, создав дополнительный беспорядок в рядах врага. И с усмешкой прибавляет: «все же их не столько, чтобы заслонить нам солнце». В ответ Кобург оглашает разные аргументы в пользу ведения оборонительного сражения, что в результате чуть не приводит к окончательной ссоре между полководцами. Желая прервать бессмысленный спор, Суворов говорит, что в таком случае завтра атакует турок в одиночку. Кобургу ничего не остается, как согласиться.

Ох, и тяжелой выдалась эта продолжительная беседа для генерал-аншефа Суворова! Не даром он перед сражением под Фокшанами так упорно уклонялся от встречи с австрийским генералом кавалерии, сразу прислав ему ультимативную записку-приказ, чем сэкономил и время, и свои нервы. К счастью, в этот раз военный совет двух полководцев завершился согласием на условиях Александра Васильевича.