Вокруг вопроса о расовом и этническом составе запорожского казачества существует множество мифов. В частности, утверждается, что в Войске Запорожском были представлены народы различных антропологических типов практически со всего региона. Эти заблуждения подогреваются сообщениями властей Речи Посполитой, которые находились в дипломатических отношениях с Турцией и требовали объяснений относительно набегов казаков.
...В 1581 году на службе у короля Речи Посполитой Стефана Батория был полк из 500 запорожских казаков, которым командовал Ян Оришовский, поручик низовых запорожских казаков.
Большинство казаков при записи в официальный реестр указали своё происхождение, что отражает этническо-территориальный состав полка, а, в общем, и Войска Запорожского.
Итак, из украинских земель было 184 человека (70 из Киевской земли, 74 из Волынской земли, 20 из Волыни и Подолья, 12 из Галичины, 8 из Холмщины и Подляшья), из земель Беларуси – 140,
из земель Московии – 24, из Польши – 10, из Литвы – 9, также было 1 немец, 1 серб, 1 «татарин» (скорее всего беженец из Крыма, принадлежащий к дотатарскому населению, отрекшийся от
ислама), 1 «кафинец» (из Кафы-Феодосии, скорее всего грек или итальянец-генуэзец), 2 пятигорца (которые были казаками, один из них был "пятигорским черкесом").
Таким образом, из 373 человек примерно 49% происходили из Украины, 38% из Беларуси (всего из земель Руси - 87%), 6% из Московии, по 3% из Польши и Литвы. (Реестр низовых и речных запорожских казаков, служивших у короля в Москве. См.: Грушевський М. Історія України-Руси. Том VII. Розділ III. Стор. 5).
Есаул Казаков