В зале французского искусства Тульского областного художественного музея представлено удивительное произведение Жана Виктора Адама (1801 – 1867) «Виды Венеции».
Рассматривая эту картину, можно совершить виртуальное путешествие по одному из самых красивых городов мира и увидеть его глазами путешественника XIX века.
Произведение французского художника и гравёра представляет собой полиптих. В центре — более крупное изображение главной площади Венеции с собором Сан-Марко и ратушей, вокруг него ещё 14 достопримечательностей города, до сих пор пользующиеся интересом у туристов: церковь Санта -Мария делла Салюте, палаццо Берардо, мост Риальто и другие.
«Виды Венеции» — не единое полотно, каждое изображение написано на отдельной деревянной панели, все они собраны в единой раме. Сын гравировальщика на меди литограф Виктор Адам с миниатюрной точностью передал все детали архитектурных памятников Венеции, продолжая лучшие традиции венецианской школы ведутистов XѴIII века. Возможно, такое необычное построение произведения художнику подсказали «картинные галереи» пейзажиста и архитектора Джованни Панини, основоположника этого жанра: на одном полотне изображалось большое количество картин с различными видами современного, античного и «фантазийного» Рима. Композиционно многие виды Виктора Адама напоминают работы Каналетто, например «Вид на Большой канал и мост Риальто с юга» (хранится в частной коллекции) и «Вид на мол с Дворцом дожей со стороны залива Святого Марка» (хранится в Лувре). Однако, в отличие от своих предшественников, Виктор Адам писал только существующие архитектурные памятники Венеции. Как и в работах великих ведутистов, у Виктора Адама главным персонажем становится величественный и неподвластный векам город, а стаффажные фигурки горожан, занимающихся повседневными делами, наполняют его жизнью.
Марина Николаевна Кузина, возглавлявшая Тульский областной художественный музей до 2013 года, рассказывает интересную историю, связанную с этим произведением. Когда в 1964 году для музея было построено новое здание и экспозиция готовилась к открытию, произведение Виктора Адама выставлять не собирались. Дело в том, что картина была передана в музей из деревенской школы, из Орловки Епифанского уезда Тульской губернии, где раньше находилось имение Р. Р. Писарева, неполной — без одной живописной секции. Но незадолго до открытия в музей пришёл мужчина и принёс в дар небольшую работу неизвестного, по его словам, художника. И это оказался как раз недостающий фрагмент произведения Виктора Адама! С этих пор «Виды Венеции» Виктора Адама украшают экспозицию тульского музея.
Юлия Корнакова «Bella Venezia» // Мир Музея. 2016. № 8. С. 49.
Тульский музей изобразительных искусств
1. - Виды Венеции. Адам Виктор Винсент.
2. - Церковь Санта-Мария делла Салюте. Фрагмент картины.
3. - Палаццо Берардо. Фрагмент картины.
4. - Дворец дожей. Фрагмент картины.
5. - Мол. Фрагмент картины.
6. - Мост Риальто. Фрагмент картины.
7. - Палаццо Берардо. Фрагмент картины.
8. - Порт и церковь св. Георгия. Фрагмент картины.
9. - Церковь Сан Себастьяно. Фрагмент картины.
10. - Церковь Санти Джованни и Паоло. Фрагмент картины.
#мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2016 #Тула #Тульскиймузей #ТМИИ #ВидыВенеции #настоящиеценностибудущего #мастерство