С 1 сентября ученики 11-х классов начали учиться по новым учебникам истории. Во все регионы страны доставлено более 755 тысяч экземпляров.
Новый учебник основан на принципах исторического суверенитета, объективности исторического знания, преемственности истории и уважения к прошлому нашей страны, сообщило Минпросвещения России.
А мы узнали, что думают о новом учебнике наши учителя.
Артем Малинин, учитель истории Удмуртской государственной национальной гимназии имени Кузебая Герда:
Что касается учебника по всеобщей истории для 11-х классов, надо отметить, что произошел отказ от европоцентричности. То есть раньше мы львиную долю времени курса всеобщей истории уделяли странам Европы и Северной Америки и оставляли 1–2 урока на Латинскую Америку, Африку, Азию.
Сейчас эта ситуация несколько поменялась. Увеличились часы, которые отведены на изучение Африки и Азии. И это хорошо, потому что мы говорим о регионах, мы говорим о культурах, цивилизациях более чем с тысячелетней историей.
Говоря об учебнике по отечественной истории, отмечу, что стало больше уделяться внимания научным, культурным достижениям советской эпохи. Потому что иной раз могло показаться, что Советский Союз – какая-то отсталая страна, в которой ничего не было сделано и никакой вклад она не внесла в развитие человечества.
А теперь в каждом разделе есть очень серьезный подробный параграф с описанием выдающихся научных достижений Советского Союза. Это касается и культуры, и спорта. Мне кажется, это очень важно.
Плюс к этому, учебник в твердом переплете, он не мнется, надо полагать, что он намного дольше прослужит. В учебнике очень много иллюстраций, очень много статистических выкладок, фотографий, различных плакатов. И это тоже очень важно, потому что, как ни крути, дети, да и многие взрослые, лучше воспринимают ту информацию, которая богато иллюстрирована. И в этом смысле учебник, конечно же, очень хороший.
Ирина Кондратьева, учитель истории и обществознания школы № 16 города Рязани:
Этот учебник более современный, и он действительно нужен нашим детям. В последнее время больше внимания уделяется формированию личности ребенка, его гражданской позиции, чувства патриотизма, сопричастности ко всему, что происходит вокруг. И конечно, учебник истории должен содержать верные акценты для того, чтобы эти личностные качества были сформированы. Ребята знакомятся с достижениями российских ученых, писателей, политических деятелей – и выстраивают свои ценностные и жизненные ориентиры, основываясь на их примерах.
По мнению педагогов, в условиях избыточной информации, которая не всегда достоверна и корректна, современный учебник по истории необходим для комплексного понимания ребятами ряда геополитических процессов и для патриотического воспитания детей.
«Наши школьники уже занимаются по новым учебникам, и это очень важно. Патриотическое воспитание должно проходить через все образовательные и воспитательные мероприятия. На базе нашей школы функционируют первичные отделения «Юнармии» и РДДМ «Движение Первых», организованы пространства, оформленные в соответствии с задачами патриотического воспитания, мы рассказываем детям о славных страницах истории нашей страны и нашего региона», – информировал генеральный директор Краевого центра образования города Хабаровска Петр Черемухин.
Единство образовательного пространства
«На мой взгляд, единые учебники – это важный этап изменения системы образования, который ведет к единству образовательного пространства для российских школьников. Хочется отметить, что параграфы написаны понятным языком, вопросы составлены грамотно и передают основные элементы изучаемой темы. Кроме того, после параграфов имеется дополнительный материал по теме. А это значительно упрощает подготовку урока для учителя и позволяет более детально раскрыть тему самому ученику», – отметила учитель истории и обществознания Николаевской средней школы Камчатского края Виктория Скрипникова.
В новый учебник по истории России также вошел раздел, связанный с современными историческими событиями.
«Учебник очень актуален и востребован, он дает возможность ребятам изучать архивные материалы и документы и делать выводы о том, как изменялись мировые политические тенденции, и почему было принято решение о начале специальной военной операции. Информация преподнесена грамотно, понятно, мы можем использовать материалы не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, при подготовке различных мероприятий, работе нашего школьного музея», – считает учитель истории и обществознания Бродковской школы Павловского района Алтайского края Елена Сенгилеева.