Статья Петровой Ольги Геннадьевны Кандидата искусствоведения, профессора, академика Петровской академии наук и искусств о моих работах.
В настоящее время пространство изобразительного искусства бесконечно разнообразно и многолико, и сам по себе талант к живописи не удивляет. Не удивляет и владение техникой – кругом множество возможностей выработать ее: академии, институты, училища, колледжи, школы, студии – все они повсеместно предлагают свои услуги, обещая быстрый прогресс…Человек изначально одарен разными способностями, о чем, порой, и не подозревает, и, благородное дело помочь ему это выявить. Все это радует, но, в то же время, делает проблематичной оценку творческой значимости художника. Видя вокруг массу замечательных работ, весьма сложно определить насколько оригинален сам творец.
С живописью Марии Медведевой мне довелось познакомиться совсем недавно, причем повезло увидеть ее творчество в достаточно полном объёме. Это важно, поскольку можно оценить искусство художника во всех его аспектах. Мария с детства активно постигала основы живописи и была особо отмечена как подающий надежды юный художник. В настоящее время она уже зрелый, но все еще молодой мастер. Постепенно внедряясь в мир её искусства сразу становится очевидным, что интересы Марии разнообразны, что она прекрасно владеет техникой живописи, склоняясь к реалистической, а порой даже фотореалистической манере письма. А вот по своему наполнению её искусство ближе всего к экспрессионизму, для которого характерно стремление выразить свободным образом свое глубинное отношение к изображаемому. В её живописи первостепенное значение имеет именно личностное восприятие, а не фотографическая точность. В этом заключается актуальность её искусства, его современность, что крайне важно. Не чужды Марии и опыты из сферы сюрреализма. Острота собственного восприятия иногда сопровождается фантазийными элементами. Это также придаёт звучанию ее живописи личностный характер и делает искусство Марии весьма современным. Не удивительно, что она член Международной академии современного искусства. Современность её искусства в том и заключается, что посредством его мы читаем мысли современного молодого художника о современном мире и мироздании, видим умение использовать самые разные элементы художественных направлений ХХ века для своих представлений и впечатлений. Именно поэтому меня творчество Марии сразу же увлекло и заинтересовало.
Чтобы не быть голословной, прокомментирую некоторые работы Марии, распределив их по тематическим блокам.
Итак, первый, самый большой по количеству работ, блок связан с авиацией и полетами. Полет- это всегда чудо и не удивительно, что эта тема волнует нашего автора. Как правило, это небольшие по размерам холсты, которые издали можно принять за фотографии. Изображены разные модели самолётов в разные моменты парения в воздухе. Работы отличаются по настроению, цветовой гамме, фону и ракурсу изображения, но неизменно ощущается невероятный восторг автора перед этими великими творениями человеческого гения!
Вот несколько примеров. Легкий одноместный самолет, изброженный в момент, когда он вырывается из серого мрачного грозового пространства в пространство радуги, появившейся после дождя и радующей глаз. Отражена смена состояния опасности и угрозы на блаженное умиротворение. Маленький лёгкий самолет олицетворяет здесь неуемное движение к свету!
Самолеты у Марии напоминают мощных птиц, представленных то на фоне разного по свету, цветовой окраске и состоянию неба. Иногда оно серое, испещренное тучами, и тогда на первый план выходит мысль о несокрушимости и отваги авиашедевров. Иногда небо спокойное, голубое, а самолет дается либо в момент взлета, либо в мгновение планирования под резким наклоном. Здесь автор явно хочет подчеркнуть изысканность формы объекта, и мощь субстрата, неба. Несомненно, рождается и мысль о единении двух миров: мира природы, и мира технической культуры, между которыми лавирует современная цивилизация. Самолет может быть показан и парящим над снежными просторами, и взмывающем над огромным городом. Время суток тоже имеет значение, поскольку разная цветовая гамма небесного свода рождает и разное впечатление. Закат, рассвет, радуга – все это важные нюансы в соотношении образа самолета и окружающего его пространства.
Есть в арсенале Марии и работа, отражающая опасность, идущую, порой, от явлений природы. Это «Калифорния в огне» (2017), на которой изображен объятый пламенем самолет, участвовавший в ликвидации грандиозного пожара…
Все эти работы созданы не просто как копии образов с фотографий или из видео хроники. Это всякий раз переосмысление увиденного. Лирическая окраска несомненна.
Нельзя не упомянуть и еще одну работу, относящуюся к этому блоку, на которой изображен готовящийся к взлету огромный лайнер и мотоциклист на мощном мотоцикле мчащийся перед ним. Конечно, в действительности такое невозможно, но как преломление фантазии автора смотрится весьма привлекательно. Сопоставляются два объекта технической мощи человечества: один стремящийся в высь, а другой – к максимально быстрому полету по земле. Есть и работа с изображением очаровательной девушки, красующейся на крутом мотоцикле. Конечно и в ней можно увидеть отражение важной приметы времени: активное освоение представительницами прекрасной половины человечества различных технических средств передвижения. Но, это уже не новая тема. Вспомним, хотя бы, известную работу Юрия Пименова 30-х годов «Новая Москва», на которой мы видим женщину за рулем кабриолета. Но, тем не менее, работа достойная и не учитывать ее нельзя.
Есть в творчестве Марии и целый цикл, связанный с водной стихией, которая несомненно важна для автора. Здесь фантазия и воображение автора проявляются не в меньшей степени, чем в теме полётов. Многие образы даны в форме тондо, или круга. Этот формат сейчас не часто встречается, поскольку он более сложен для построения композиции. Художники предпочитают прямоугольные полотна. Мария часто использует тондо с помощью которого умело придает своим работам впечатление изысканности, гармоничности и лиризма. Вот, например, стая дельфинов в голубом морском просторе. Кажется, все просто: семья дельфинов - родители и детеныши - резвится в пространстве на стыке воды и воздуха. Но, можно здесь усмотреть вполне определённый философский аспект, связанный с извечной ценностью единения и семьи, а также – стремления на воздух, к свету. На другом тондо мы видим двух китов, матери и детеныша. Мать подталкивает несмышленыша из морской пучины на воздух, приучая к тому, что без воздуха он пропадет. Киты, ведь, как и дельфины, млекопитающие. Картина так и называется «Мамина забота или Дыши». В тондо вписана и гордо плывущая черепаха, и парящая в центре единения водно-воздушной стихий грациозная девушка…
В тондо представлен и, скорее всего, фантазийный автопортрет на морском дне в ластах, защитных очках и с аквалангом, среди рыб и водорослей. Я не в курсе, действительно ли Мария увлекается подводным плаванием, или это ее мечта, но воссоздан подводный мир весьма убедительно.
Композиции в форме тондо встречаются и в других циклах работ. Автор явно интересуют самые разные явления жизни и вот мы видим данную крупным планом мордочку жирафа на его длиннющей шее. Его лик кажется даже несколько удивленным. Мол, как это я сюда попал?. Но, все просто. Работа создана под впечатлением от песни В. Высоцкого «Жираф большой, ему видней…». Фоном вновь является столь любимое автором небо с легкими перьевыми облаками. Небесный свод у Марии всякий раз иной, и всегда привлекательный.
Форму тондо можно увидеть и в диптихе «Карта мира между двумя потопами». Здесь в каждый круг вписано полушарие земного шара. Работа интересна не только самим изображением полушарий Земли, как художественных объектов (пожалуй, никто из художников еще этого не делал), но и изысканной и лаконичной цветовой гаммой, основанной на сочетании темно -голубого, голубого, бирюзового и охры.
Не оставляет без внимания Мария и город, который предстает у нее совокупностью мчащихся автомобилей и громады каменных строений. Город у Марии – мир цивилизации, и в нем есть нечто таинственное и завораживающее. Потому урбанистические виды у нее даны в ночное время, когда особенно эффектно и маняще смотрятся сияющие огни окон и фар. Рождается образ некой фантасмагории. Иногда при изображении ночного города проявляется и нечто мистическое, что особенно явно выражено в работе «Есть сигнал». Темно-синее пространство ночного города, пересеченное многочисленными линиями магистралей с горящими окнами домов и сверкающими автомобилями частично закрыто неким парящим в воздухе гигантским серебристым ликом сквозь огромные глаза, которого как сквозь бинокль просматриваются образы городского ландшафта. (Мария в подзаголовке отметила, что посвящает эту работу всем творческим импотентам, скорее всего, призывая видеть предмет для творческого осмысления во всем, что окружает).
Есть в творческом багаже Марии и другие фантазийные работы из сферы космоса. Вот, например, выполненная с юмором работа «Мы не ждали этого прогресса. Железяка с той планеты родила сегодня беса». Само название в первый момент непонятно, но при рассмотрении работу все становится ясно. Космонавт в открытом космосе, соединенный шлангом с кораблём, напоминает новорожденного ребенка с еще неотрезанной пуповиной. Именно это и изумляет инопланетянина с одной из многочисленных планет, изображенных на полотне. Он в изумлении развел в стороны руки. Действительно, забавно и остроумно!
В особый блок можно выделить и изображения балерин. Они неоднократно встречаются в творчестве Марии и, как мне, представляется, символизируют собой стойкость, несгибаемость, сопряженную с изяществом. Ее балерины удивительно пластичны, тонки, но при этом несокрушимы. В этом можно увидеть и отражение силы искусства как такового, и силу человеческого духа, и торжество женственности и изящества.
Одна из работ с образом замершей в аттитюде балерины называется «Антарктида». Кругом лед и холод, а юная танцовщица в легкой длинной пачке замерла в изящной позе, и не страшны ей никакие внешние сложности…Другая балерина изображена в высоком батмане. Фон абстрактен и размыт. Это дает возможность усмотреть в нем и ветер, и дождь, и многое другое…это не важно. Главное – сама балерина, символ всепобеждающей красоты и грации.
И, пожалуй, отмечу еще две работы из многочисленного багажа Марии которые привлекают внимание и запоминаются. Одна из них - «Спящая пара». Композиция фиксирует вид сверху. Мы видим нежно соприкасающиеся головы спящих влюбленных, закрытых до подбородка покрывалом с геометрическим рисунком, отдаленно напоминающим декоративные элементы в картинах Густава Климта. Эффектная работа, в которой явно просматривается мысль о красоте единения и любви.
«Соколиная охота». Так называется еще одна привлекающая внимание работа Марии Медведевой. На ней мы видим пластичные образы бедуинов в белых длинных одеяниях и чалмах на фоне бесконечной пустыни и безоблачного сероватого стального неба и парящего над ними огромного черного сокола с мощно расправленными крыльями. Фигуры людей расположены в перспективе, двое вдалеке, один посредине пространства и еще один на первом плане. Это привлекательной наружности молодой бедуин с трофеем в руке. Трофей кажется таким маленьким в сравнении со зловещим огромным соколом…Работа очень привлекательная, эффектная, хотя её посыл мне пока не совсем ясен. Протест против соколиной охоты? Таящаяся в этом опасность? Каждый зритель может сам для себя решить этот вопрос.
Итак, я поделилась впечатлениями о мире искусства Марии Медведевой, как мне представляется, весьма интересного и многообещающего современного художника. Но, все перечисленное не исчерпывает сферу интересов и художественных опытов Марии. Она создает проекты открыток с изящными картинками, делает удачные с юмором рисунки в стилистике комиксов. Ей не чужда даже такая сложная область как карикатура. По основному профессиональному образованию Мария еще и дизайнер одежды. Так что, будем ждать новых опытов и свершений.
Кандидат искусствоведения,
профессор,
академик Петровской академии наук и искусств
Ольга Петрова