Найти тему
Lestar | фильмы и сериалы

Немного размышлений о фильме "Король лев"

Король лев навсегда останется в истории кино как одно из наиболее креативных переосмыслений Гамлета. Отличная рисовка, потрясающие песни, одна из которых даже взяла оскар, хорошо написанный сценарий и правдоподобные персонажи – вот формула успеха великого мультфильма. И как вы думаете, нужен ли данному мультфильму ремейк? Думаю, нет. А вот боссы Дисней с нами не согласятся. И поэтому в 2019 году под режиссурой Джона Фавро вышел одноименный фильм, о котором никто не просил, но оценки которого довольно неплохие. Может все не так ужасно, как говорят эти интернет критики? Попробуем сравнить два проекта и понять, что здесь к чему.

Давайте я скажу один раз, а вы держите эту информацию в голове на протяжении всей статьи. Я считаю, что данный фильм ничем не обязан мультфильму. Создатели имеют право делать с историей все, что пожелают. Вопрос только в том, как эти изменения повлияют на общее восприятие проекта. И как бы я не любил оригинальный мультфильм, у меня никогда язык не повернется сказать, что фильм плох только потому, что в нем все не так, как в мультике. Нет, я буду сравнивать эти проекты на предмет внутренней логики. Если создатели решили добавить какую-то сцену, в ней должен быть смысл. Если создатели решили переснять какой-то момент, в этом должен быть смысл.

И на самом деле я уже проболтался, что считаю фильм плохим. И не потому, что это бесполезная покадровая пересъемка классики, и даже не потому что на реальных мордах животных не читаются эмоции. Да, все мы помним эти крутые исправления фильма, но проблема не в них. Основная проблема в том, что в фильме отсутствуют акценты, и поэтому все действие кажется безжизненным. События просто происходят, персонажи просто проговаривают свои реплики без какого-либо эмоционального наполнения, весь символизм оригинала слит в унитаз и единственное, чем может похвастаться ремейк это реализмом. Но какой в нем смысл, если после фильма остается впечатление, что тебя обманули?

Однако, давайте по порядку. Оба проекта начинаются с очень крутого ритуала демонстрации Симбы. До сих пор мурашки по коже от момента, где звери приклоняют колено под очень эпичную музыку. Я могу с уверенностью сказать, что это лучшая часть фильма. Мне кажется, Джон Фавро понимал, что данная сцена очень важна для всех фанатов, поэтому он переснял ее практически кадр в кадр. Но и здесь не обошлось без маленьких изменений. В оригинале Зазу прилетает и кланяется Муфасе, Муфаса кланяется в ответ. Данная сцена сразу дает нам понимание, какие отношения между этими персонажами. В фильме же после поклона Зазу Муфаса с каменной мордой смотрит в даль. И я, как зритель, сразу понял, что между ними нет вообще ничего. И это правда. Если в мультфильме их дальнейшие диалоги выглядят как общение доброго короля с подданным, которому он доверяет, то в фильме это просто два унылых персонажа, произносящих реплики. Никакой химии в их диалоге нет.

Тоже самое и с Рафики. В мультфильме он поднимается и обнимает Муфасу, показывая зрителю, что они давние друзья. И меня до сих пор пробивает на слезу от этой сцены. В фильме ничего подобного нет. Муфаса и Рафики вообще не понятно в каких отношениях.

Ну это ладно, все-таки Муфаса король, а это его подданные, он как бы и не обязан с ними любезничать. А какие у него отношения с братом? Ну давайте посмотрим на их первый диалог. Приходит значит Муфаса к Шраму и спрашивает с него за то, что тот пропустил ритуал. В мультфильме мы видим в шраме пассивную агрессию. Он ходит вокруг Муфасы, язвит, и пытается отшутиться. А потом кидает открытую угрозу. И обратите внимание на то, какой пролет делает камера, сфокусировавшись на противостоянии братьев. В этот момент зрителю становится неуютно, он чувствует напряжение. И еще маленькая деталь: музыки нет. Мы без нее чувствуем, что ситуация накаляется. В фильме же, в этот момент шрам просто лениво уваливается СПИНОЙ к королю и так же лениво говорит, что он не хотел никого оскорбить. А потом точно так же кидает угрозу. Но здесь уже нет никакого пролета камеры, нет никакого акцента на крупном плане морд персонажей, соответственно, напряжения тоже нет. В голосе актеров не чувствуется угрозы. И при этом играет тревожная музыка, как бы говоря зрителю, что вот сейчас ты должен испытывать напряжение. И данную музыку можно сравнить с закадровым смехом в ситкоме. Ну то есть для тех, кто еще не понял, вот сейчас вам нужно смеяться. А еще постановка сцены очень странная, потому что здесь Шрам изначально сидит спиной к королю. Но Муфасу это не парит, пока того не требует сценарий. Повторюсь, в оригинале Шрам весь диалог извивается вокруг и только в конце уходит, что и триггерит Муфасу.

Двигаемся дальше. Когда я пересматривал мультфильм для этого обзора, мне показалось, что в нем как будто не хватает некоторых сцен. Например, любовь между Симбой и Налой как-то слишком быстро закрутилась. А еще Симба слишком быстро осознал свою королевскую сущность. Ну и вот такой «недосказанности» в мультфильме хватает. Думаю, Джон Фавро подумал точно так же, поэтому фильм идет дольше, и многие сцены были расширены. Но вот ощущение после просмотра такое, что фильм искусственно растянут, и расширены были те сцены, которым это не требовалось. Например, в оригинале Симба будит Муфасу, склейка, и они уже сидят на вершине горы и обсуждают бескрайние просторы Прайда. В фильме же нам показывают, как они идут туда, с трудом забираются и Симба добавляет комментарий: «Сам говорил сюда не лазить». Вот зачем фильму эта сцена? Что она показывает, что она раскрывает? Что я как зритель из нее понимаю?

Или вот еще, первая совместная сцена Симбы и Шрама. В мультфильме Симба просто хвастается дяде, что когда-нибудь станет королем. В фильме же он зачем-то добавляет: «Когда-нибдуь я буду тобой командовать. Как тебе такое?». Вот зачем это? Симба же теперь не выглядит, как наивный ребенок, он выглядит как маленький богатенький ублюдок, который любит унижать тех, кто ниже рангом.

Далее Симба с Налой идут на слоновье кладбище, где встречают гиен. И вот тут я заметил одну маленькую особенность. Создатели пытаются добавить масштаба, при этом делают фильм менее целостным. Вспомним как было в мультфильме. Львята попадают на чужую территорию, где их могут вполне законно сожрать. Здесь, судя по разговорам гиен, это все еще владения Муфасы. При этом Зазу говорит, что если гиены сожрут сына короля, то будет война. Вот какая война? Зачем это нужно фильму? Это же абсолютно бессмысленное усложнение сюжета. Здесь гиены точно такие же как и в мультфильме, то есть нет особого акцента на их расе, нет раскрытия их государственности или типа того. Кто с кем будет воевать? А еще здесь зарождается конфликт между главной гиеной, конечно же женского пола, и Налой, который должен будет выстрелить в финальной битве. Опять же, для чего это нужно фильму? Кроме как показать, что не только мужики могут конфликтовать насмерть, я смысла в этом не увидел. Ну и последняя деталь этой сцены. В мультфильме Мусафа раскидал всего трех гиен, трех КАРЛ. Здесь же он один против целой стаи. Я конечно не эксперт, но нагуглил, что толпой гиены способны загасить льва.

А теперь у нас идут различия в культовой песне «Будем ждать». В фильме она, конечно же, получилась до ужаса скучной. Никаких игр с цветами, никаких аллюзий на нацизм мы не увидим. Да и текст песни стал хуже. В оригинале шрам поет о том, что нужно собрать армию и ждать удобного момента для удара. А здесь он говорит о том, что долго терпел, а теперь нужно еще немного подождать.

И вот наконец, спустя долгое время мы подобрались к моменту, который в фильме получился более логичным. В мультфильме, когда шрам убивает Муфасу, он будто хватает его за лапы и выбрасывает. Здесь же он бьет его лапой по морде. Точно так же, в финале Симба будто от воздуха отталкивается и прыгает на шрама. Здесь он зубами хватается за гриву. Мелочь, а приятно.

Следующее странное решение фильма это большая семья Тимона и Пумбы. Опять же, зачем все эти животные нужны фильму? Какую полезную функцию они несут? Были зачатки того, что они боятся льва и никогда не будут считать его своим, но эта тема в фильме не раскрыта. А потому все животные, кроме Тимона и Пумбы идут просто в нагрузку сюжету. Это очередное лишнее усложнение.

Далее у нас идет сцена, которой в мультфильме вообще нет. Мы выясняем, что Сараби в свое время отдала предпочтение Муфасе, нежели Шраму. И на самом деле момент тоже довольно странный. Не скажу, что он прям лишний, поскольку здесь нам более подробно раскрывают сущность политики шрама, рассказывая, что именно привело к обнищанию земель. Но вот не было этого в оригинале, и что? Кто-то посчитал конфликт между Шрамом и Муфасой менее правдоподобным? Или одного кадра опустошённого Прайда не достаточно для понимания всей ситуации? Все это выглядит, как очередная попытка добавить веса женскому персонажу.

Но вот дальше идут абсолютно бесполезные 3 минуты фильма. Зачем мне видеть, как Нала сбегает из Прайда? Что эта сцена раскрывает? В общем, очередное растягивание сюжета вообще не понятно зачем.

А помните я говорил, что как-то быстро зародилась любовь между Симбой и Налой? И что вы думаете, более длинный фильм внес правдоподобность? НЕТ, все стало еще хуже. В мультфильме, по крайней мере, это была очень красивая и атмосферная сцена, и именно за эту песню фильм получил Оскар. Здесь же никакой атмосферы нет. Как и нет атмосферы в момент появления Муфасы в облаках. Весь диалог Рафики и Симбы в фильме ужасный. Авторы взяли некоторые фразы из мультфильма, добавили «отсебятины» и получили бессвязный бред. В оригинале Рафики постепенно подводил Симбу к пониманию того, что он живет не своей жизнью. Здесь такого нет, обезьяна просто говорит загадочные странные вещи, а Симба просто их слушает.

Проходят некоторые события, и мы видим, как Рафики очень пафосно достает свою палку, будто это что-то должно значить. Я не знаю что, если вы понимаете, напишите об этом в комментариях. В мультфильме такого бреда нет. И начинается финальный акт. Начнем с того, что Сараби как-то слишком дерзко разговаривает со Шрамом, и даже вступает с ним в бой. Да-да, очередное напоминание того, что женщина здесь не пальцем деланная, спасибо Дисней. В оригинале она просто получает по морде и падает, но сейчас такое показывать нельзя. И вот важный момент. Создатели упустили весь символизм появления Симбы. В мультфильме он реально появляется как призрак Муфасы, молча подойдя к матери. И Постепенно все вокруг постепенно понимают, что перед ними Симба. Здесь же он сразу появляется с фразой: «Не смей трогать мою мать». Ну то есть, никакого трепета перед ним вообще нет. Ну как так то?

Концовка фильма более менее нормальная. Мы видим расширенную битву между гиенами и львами, по итогу которой шрама убивают собственные союзники. Итак, фильм заканчивается эпичным рыком Симбы, ознаменовавшим начало новой эры. И что же можно сказать по итогу?

Фильм очень красивый, в нем есть очевидные плюсы. Но так же в нем есть куча бреда, который нагружает сюжет ненужными деталями. По итогу просмотра у зрителя натуральная каша в голове. При этом оригинальный мультфильм, несмотря на некоторую недосказанность, до сих пор ощущается целостной историей, в которой нет ничего лишнего, все сюжетные линии закончены, и есть четкая мораль о круговороте жизни. Лично я еще долго буду помнить мультфильм, при этом безжизненный одноразовый продукт для высасывания денег я забуду уже к моменту публикации этого текста.

-2