Найти в Дзене
Александр Павловский

Что привлекает в рассказах Говарда Лавкрафта?

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые Читатели и Подписчики,

сегодня мне хотелось бы обратить Ваше внимание на писателя, чьи рассказы многие называют лучшими в жанре ужасы. Честно говоря, я вовсе не являюсь поклонником сего жанра в литературе, поскольку так называемый "хоррор" нередко подразумевает пересечение с мистикой или фантастикой, а я категорически за реализм во всех его направлениях; тем более, что, по моему мнению, большинство книг о "сверхъестественном" имеет крайне приземлённую и прагматичную цель: отвлечь читателя от повседневной жизни, развлечь его и, конечно же, заработать на этом денег. Однако в случае американского автора Говарда Филлипса Лавкрафта всё несколько иначе: его рассказы удивительным образом сочетают и реализм, и сверхъестественное, создавая таким образом впечатление, как если бы жуткие истории, запечатлённые на страницах его книг, происходили в действительности. Чем не повод для ознакомления с автором?

Кроме того, есть в книгах Лавкрафта одна особенная идея (концепция, если хотите), которую он протащил через все свои произведения, и, которая, как мне кажется, будет особенно интересна для... верующих. Сам я человек верующий, поэтому некоторые рассказы Г. Ф. Лавкрафта представляют для меня особенную ценность. Почему? В чём же заключается эта "идея" и каким боком она связана с верой?

Давайте разбираться.

"Проявлением наибольшего милосердия в нашем мире является, на мой взгляд, неспособность человеческого разума связать воедино все, что этот мир в себя включает". (с) Лавкрафт

Основная идея произведений Лавкрафта заключается в том, что, как бы далеко не продвигалась наука в своих открытиях, человек был и остаётся лишь частью доподлинно неизведанного мира, который, несмотря на весь технический прогресс человечества, таит в себе скрытые тайны, способные одним махом разрушить все научные теории о происхождении человека и мира в целом. Пока человек отпечатывает научные книги с примитивной теорией Дарвина, где сомнительно доказывается происхождение людей, где-то в подземных глубинах, недоступных человеческому взору, таится НЕЧТО, что является полным опровержением всех доселе известных доводов о мироздании. Если бы человек соприкоснулся с этим НЕЧТО, это уничтожило бы всю туманную логику, которой до сих пор придерживалось человечество, чтобы объяснить необъяснимое...

"Мы живем на тихом островке невежества посреди темного моря бесконечности, и нам вовсе не следует плавать на далекие расстояния". (с) Лавкрафт

Но как эта концепция выражается практически? То есть, как она проявляется непосредственно в рассказах автора?

На мой взгляд, лучшим примером служит рассказ "Храм", где казалось бы железная логика сталкивается с тем, что она просто не в силах обосновать. Этот же рассказ ("Храм") является одним из лучших в списке Лавкрафта, так что заранее рекомендую его к прочтению. Итак, о чём же рассказ?

Рассказ уводит нас во времена Первой Мировой войны, когда мир погрузился в пучину жестокости и кровопролития; разрушение прежнего "мирового порядка", битва империй, испытание новых орудий массового убийства... Посреди всего этого немецкая подводная лодка - тогдашнее Wunderwaffe имперского флота Германии. После уничтожения в хлам британского грузового судна, немцы натыкаются на матроса, который имеет при себе весьма странную скульптуру, происхождение которой неизвестно.

Спустя некоторое время после обнаружения странной скульптуры, команда начинает сходить с ума, а некоторые матросы и вовсе пропадают. У подводной лодки неожиданно отказывают механизмы всплытия на поверхность и лодка постепенно идёт ко дну. Офицер германской армии - наилучший персонаж для сей истории. Холодный, прагматичный, категорически отрицающий всё "сверхъестественное" и придерживающийся во всём исключительно научной точки зрения, он являет собой тот самый основанный на принципах науки тип человека. Но немецкий офицер армии Вильгельма II попадает в ситуацию, когда все его представления о мире начинают рушатся. Трещать по швам.

Подводная лодка уходит всё глубже под воду, а перед взором офицера предстаёт устрашающий подводный город, происхождение которого едва ли можно найти на страницах современных учебников... Более того, в очертаниях города прослеживается силуэт той самой скульптуры, найденной у матроса немногим ранее...

Последний товарищ нашего героя сходит с ума, совершая самоубийство, а по-прежнему преданный науке и логике германский офицер отказывается признавать всю жуть и необъяснимость происходящего. Однако мрачный город зовёт его, в итоге он покидает подводную лодку навстречу неизведанному силуэту...

"Но когда-нибудь, систематизируя обрывки знаний, мы обнаружим пространство чудовищной действительности и поймём, сколь ничтожно в них наше место". (с) Лавкрафт
Затонувшая немецкая подводная лодка и тот самый город.
Затонувшая немецкая подводная лодка и тот самый город.

Столкновение с чем-то таинственным, жутким и неизвестным, с чем-то, что до сих пор было нам недоступно, может запросто сломать веру человека в то, что он единственный властитель на этой Земле. Это во всей красе передал нам Лавкрафт в своём рассказе "Храм". Пока на поверхности идёт мировая война, человечество борется за ресурсы, за передел власти и за насильственное изменение существующего "миропорядка", где-то там, глубоко под водой, дремлет нечто такое, что человеческий разум даже не может себе представить.

"Человек никогда не был единственным обладателем сознания на Земле, ибо из тьмы рождаются образы, которые посещают, немногих верных и верующих". (с) Лавкрафт

Этот рассказ представляет для меня особый интерес, ибо он талантливо показывает, что "человек слаб". Жизнь не подвластна исключительно науке, и есть силы, которые недоступны управлению или контролю. Для меня, как для верующего, это совершенно очевидно.

У Лавкрафта речь идёт о мрачных, дьявольских силах, которые окружают нас, хоть мы об этом и не подозреваем. Но, как говорил наш музыкант Виктор Цой "Если есть тьма, должен быть свет". Так будем же уверены в том, что кроме мрака существует и свет, который помогает нам идти дальше.

Спасибо за внимание уважаемые Читатели и Подписчики, рекомендую обратить Ваше внимание на рассказ "Храм" Лавкрафта.

Иллюстрация к рассказам.
Иллюстрация к рассказам.