Найти тему
КОРАБЕЛ.РУ

Сентябрьский журнал "Корабел.ру": от реального импортозамещения до новых проектов

В этом выпуске вы вновь найдете массу интересных интервью как с руководителями ведущих предприятий, так и с учеными, окунетесь в аналитику, обзоры и просто сможете выбрать подходящие судовое оборудование для своего судна.

Итак, на первых страницах расположилась одна из наших головных тем – интервью с генеральным директором Пролетарского завода Михаилом Исполовым. Это была интересная и содержательная беседа, в которой мы затронули тему технологического суверенитета и сохранения компетенций. Простая ли задача – в сжатые сроки закрыть образовавшиеся бреши после ухода ключевых игроков с рынка? Сколько на это нужно потратить средств и сил? Почему важно продумывать развитие судостроительной отрасли на несколько шагов вперед?

Генеральный директор Пролетарского завода Михаил Исполов / Фото: Корабел.ру  📷
Генеральный директор Пролетарского завода Михаил Исполов / Фото: Корабел.ру 📷
"Когда некоторые коллеги говорят, что будут делать лебедки на своем заводе, я шучу, что начну выпускать подводные лодки. Каждый должен заниматься своей приоритетной работой. Нет смысла конкурировать, надо друг другу помогать, и тогда придет общий успех", – генеральный директор Пролетарского завода Михаил Исполов.

Сразу после интервью, в статье под грифом "Нужно дать возможность профессионалам управлять отраслью", представлен ряд экспертных позиций по поводу смены руководства ОСК. Это сегодня одна из самых важных тем в судостроении, поэтому обязательно ознакомьтесь с текстом.

Николай Назаренко, как заместитель генерального директора СР СЗРК по развитию, модернизации и ТЭ флота, непонаслышке знает о ситуации в российском судостроении "рыбаков" / Фото: Корабел.ру  📷
Николай Назаренко, как заместитель генерального директора СР СЗРК по развитию, модернизации и ТЭ флота, непонаслышке знает о ситуации в российском судостроении "рыбаков" / Фото: Корабел.ру 📷

Следом прочитайте интервью с генеральным директором "Адмиралтейских верфей" Андреем Веселовым: "Опыт дает возможность глубже понять производственные и управленческие процессы". Андрей Анатольевич расскажет о задачах производства на 2023 г., о том, как сейчас строятся "рыбаки", о важности обучения кадров и цифровой верфи.

БМРТ проекта СТ-192 "Механик Сизов" / Фото: "Адмиралтейские верфи", ОАО  📷
БМРТ проекта СТ-192 "Механик Сизов" / Фото: "Адмиралтейские верфи", ОАО 📷
"Сейчас на достроечной набережной "Адмиралтейских верфей" полным ходом идут работы по строительству четвертого траулера, "Капитан Мартынов", который был спущен на воду 24 сентября 2021 года. На южном и северном стапелях предприятия продолжается строительство пятого и шестого БМРТ – "Капитан Юнак" и "Механик Щербаков", – генеральный директор "Адмиралтейских верфей" Андрей Веселов.

А потом возьмитесь за прочтение интервью с генеральным директором Выборгского судостроительного завода Сергеем Черногубовским. Назначение он получил совсем недавно, в июне 2023 г., но за плечами этого корабела 30 лет стажа. Поэтому мы не стеснялись и задавали самые каверзные вопросы, среди которых, например, и вопрос о бывшем руководителе предприятия Александре Соловьеве.

Траулер "Дмитрий Кожарский" сдан ФОР / Фото: "Выборгский судостроительный завод", ОАО  📷
Траулер "Дмитрий Кожарский" сдан ФОР / Фото: "Выборгский судостроительный завод", ОАО 📷
"Если мне потребуется, могу с ним созвониться или даже встретиться. У нас с Александром Сергеевичем совершенно нормальные, рабочие отношения, мы 20 с лишним лет друг друга знаем", – генеральный директор ВСЗ Сергей Черногубовский.

Не пропустите разговор с директором департамента развития отраслевых решений для судостроения АСКОН Александром Петровым на тему замены иностранного ПО по проектированию судов.

Балтийский завод строит самые большие в мире атомные ледоколы с помощью ПО АСКОН: подготовка машиностроительного производства автоматизирована с помощью систем "ЛОЦМАН:PLM" и "ВЕРТИКАЛЬ" / Фото: Корабел.ру  📷
Балтийский завод строит самые большие в мире атомные ледоколы с помощью ПО АСКОН: подготовка машиностроительного производства автоматизирована с помощью систем "ЛОЦМАН:PLM" и "ВЕРТИКАЛЬ" / Фото: Корабел.ру 📷
"3D-технология должна стать стандартом отрасли, а управление жизненным циклом – основным инструментом работы с данными. Почти все продвинутые судостроительные КБ и заводы давно работают в 3D, и к прежним методам никто не хочет возвращаться. К примеру, ЦМКБ "Алмаз" проектирует в AVEVA уже давно, и там привыкли к тому, что получают из 3D-модели чертежи, спецификации и ошибок стало на порядок меньше. Если бы была возможность, мы бы отказались от чертежей, но, к сожалению, не можем сделать это из-за требований законодательства", – директор департамента развития отраслевых решений для судостроения АСКОН Александр Петров.

Вместе с "Корабел.ру" окунитесь в обсуждения сбывающегося прогноза академика Пашина в статье "Электрическое судно или электродвижение судов?" Речь пойдет об электросудах и электродвижении. И хотя идея – установить на судно электромотор – не нова, однако на данный момент она активно продвигается практически повсеместно, особенно за рубежом.

"Экоходъ 2" на центральной набережной Нижнего Новгорода / Фото: Корабел.ру  📷
"Экоходъ 2" на центральной набережной Нижнего Новгорода / Фото: Корабел.ру 📷
"У систем электродвижения есть два недостатка, первым их которых действительно является более низкий максимальный КПД по сравнению с традиционными системами, вторым – высокая стоимость. Но давайте взглянем на ситуацию шире. Коэффициент полезного действия дизеля, вращающего гребной винт, составляет около 40% при номинальной нагрузке. Современные электрические машины очень энергоэффективны. У современного электрического генератора и электродвигателя КПД составляет около 98%", – Андрей Григорьев, к.т.н., профессор ФГБОУ ВО "ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова", генеральный директор АО "НПЦ "Электродвижение судов".

Как только почувствуете мейнстрим российского судостроения и судоходства, сразу переходите к чтению статьи под названием "Вопрос ребром: Что строить – катамараны или СПК?". Над этой непростой темой мы неоднократно рассуждали на страницах нашего интернет-издания, пришла пора и для журнала. Отвечает на вопросы не просто корабел, а инженер-судостроитель, кандидат технических наук, главный конструктор по скоростным судам 5-го отделения Крыловского государственного научного центра (КГНЦ) с 2006 по 2022 гг. Виктор Соколов.

"Форт Кроншлот", проект "Котлин" / Фото: Корабел.ру  📷
"Форт Кроншлот", проект "Котлин" / Фото: Корабел.ру 📷
"Специалистами КГНЦ по скоростным судам уже разработаны проектные предложения типоразмерного ряда катамаранов для рек и прибрежных морских линий. Эти разработки неоднократно обсуждались на научных конференциях и выставках, а базовая проектная разработка судна с условным наименованием "Сапсан" для регионов Сибири и Дальнего Востока лежит под сукном в департаменте судостроения Минпромторга", – Виктор Соколов.

Не забыли в этом выпуске журнала мы и про рыбаков, для которых выделили отдельную статью под грифом: "Какой флот нужен российским минтайщикам?" Действительно, какой? На вопросы отвечает президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак.

Причальная стенка берегового рыбоперерабатывающего комплекса на о. Шикотан / / Фото: пресс-служба АДМ  📷
Причальная стенка берегового рыбоперерабатывающего комплекса на о. Шикотан / / Фото: пресс-служба АДМ 📷
"Траулеры, которые сегодня востребованы рыбаками, очень современные, высокотехнологичные, сложные суда, которые не строились на отечественных верфях даже во времена СССР. Во многом это сказалось на компетенции отечественных корабелов именно в части строительства крупных рыбопромысловых судов. Еще до введения санкций возникали сложности и со сроками, и с увеличением стоимости судов", – президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак.

Не оставили без внимания и студентов. Передовая инженерная школа Морского технического университета замахнулась на обучение технической элиты для верфей и конструкторских бюро. "Нашему выпускнику не потребуется адаптация на рабочем месте", – заявляет директор ПИШ "Судостроение Индустрии 4.0", д.т.н. Олег Тимофеев. В статье вы узнаете наиболее полезных дисциплинах для корабелов, о возможностях учебного заведения, а также о том, с какими партнерами взаимодействует вуз.

Настройка фрезерного станка с ЧПУ перед пуском и подготовка управляющей программы в лаборатории "Технологии приборостроения и производства подводных аппаратов" СПбГМТУ / Фото: Пресс-служба СПбГМТУ  📷
Настройка фрезерного станка с ЧПУ перед пуском и подготовка управляющей программы в лаборатории "Технологии приборостроения и производства подводных аппаратов" СПбГМТУ / Фото: Пресс-служба СПбГМТУ 📷

Также в свежем выпуске журнала в рубрике "судостроение" представлены статьи, посвященные судоремонту в Турции, 111-летию СНСЗ, судостроительному кластеру Нижегородской области.

Тральщик проекта 12700 "Александрит", СНСЗ/ Фото: Корабел.ру  📷
Тральщик проекта 12700 "Александрит", СНСЗ/ Фото: Корабел.ру 📷

В рубрике "судовое оборудование" и "оборудование и материалы" вы найдете темы, посвященные импортозамещению, системам автоматизации, расходомерам, пожаробезопасному текстилю, системам судового видеонаблюдения, арматуре, УФ обеззараживания воды, системам спутникового мониторинга и системам судовой аналитики и мн. другое.

Для удобства в поисках необходимого судового оборудования в журнал введены рубрики, посвященные лакокрасочным материалам, пропульсии (обязательно посмотрите на предложение от РУМО, "Шоттель", "БАЛТик", "Бризмарин Сервис", "ДМ Технолоджи"), системам управления, РЛС, системам управления, предложениям для рыбаков (от 178-й полосы до 196-й).

Судовая энергетическая установка / Фото: "РУМО", ОАО  📷
Судовая энергетическая установка / Фото: "РУМО", ОАО 📷

Нашим корабелам наверняка будут интересны темы, посвященные софту и отечественному ПО, приборостроению, электронному компонентной базе. Рекомендуем к прочтению статьи про судовые кабели.

Вместо завершения

Сентябрьский выпуск журнала, а к тому же к "НЕВЕ 2023" для "Корабел.ру" всегда большое событие. Поэтому, если честно, мы бы вам рекомендовали прочитать весь журнал от корки до корки. До встречи на "НЕВЕ 2023" и выставке Seafood Expo Russia. На обоих мероприятиях мы ждем вас в Пассаже напротив павильона G.