Лени Рифеншталь вошла в историю как любимый режиссер Адольфа Гитлера. Она сняла для него несколько пропагандистских фильмов (абсолютно выдающихся с кинематографической точки зрения) и этим навсегда запятнала свою репутацию. Многие до сих пор считают ее пособницей нацистского режима, недостойной прощения. Но у нас есть причины полагать, что Лени Рифеншталь могла искренне раскаяться в своих связях с нацистами и даже предприняла попытку исповедаться.
Под исповедью мы подразумеваем скандальный фильм «Долина» (Tiefland), вдохновленный одноименной оперой Эжена Д’Альбера, в основу либретто которого легла пьеса каталонского писателя Анжеля Гимера.
Скандал вокруг фильма разразился в 1949 году, когда в западногерманской прессе появилась информация о том, что Лени Рифеншталь задействовала в съемках цыганских детей, которые потом были отправлены в концлагеря. Но это не было доказано, и в том же году Мюнхенский суд признал ее невиновной. Однако подобные слухи намертво прилипли к фильму, и даже те, кто его никогда не видел, продолжают акцентировать на них внимание.
Мы не пытаемся оправдать Лени Рифеншталь или обвинить ее. Мы лишь хотим рассказать вам о фильме «Долина» и обратить внимание на некоторые аллюзии, на которые просто невозможно не обратить внимание.
Сюжет
В начале фильма мы знакомимся с живущем в Пиренейских горах пастухом по имени Педро, который отважно вступает в схватку с волком, напавшим на его стадо, и выходит из нее победителем. Затем этот славный парень заботливо промывает в ручье раненую лапу своего пса и спускается в долину, чтобы преподнести волчью шкуру в подарок дону Себастьяну — жестокому землевладельцу, в период засухи оставившему крестьян без воды.
Находясь в городе, Педро видит цыганку Марту, танцующую в таверне, и, разумеется, влюбляется в нее. Но дон Себастьян тоже обращает внимание на красивую девушку. Он добивается расположения Марты и делает ее своей любовницей. Но вскоре свободолюбивая цыганка, опрометчиво согласившаяся на «золотую клетку», узнает истинное лицо своего деспотичного покровителя, сбегает из его замка и оказывается в хижине Педро.
Однако это еще не хэппи-энд. Испытывающий финансовые трудности дон Себастьян планирует вступить в брак по расчету, но не хочет отпускать Марту. Поэтому он приказывает Педро жениться на ней, надеясь на то, что бедный пастух не будет возражать против продолжения его любовной связи с цыганкой. Узнав об этом, Марта начинает презирать своего новоиспеченного мужа. Но поняв, что он взял ее в жены по любви, меняет свое отношение к Педро.
Когда же дон Себастьян решает навестить свою любовницу, Педро душит его как волка в начале фильма, после чего они с Мартой уходят в горы, чтобы начать новую жизнь.
Краткая история создания
Лени Рифеншталь начала работать над сценарием фильма еще в 1934 году, но отложила его в сторону, взявшись за съемки пропагандистских фильмов для Гитлера. К «Долине» она вернулась лишь после начала войны, когда завязала с документальным кино и возглавила собственную компанию Riefenstahl Film.
Используя статус любимого режиссера фюрера, Лени Рифеншталь продолжала получать финансирование, но при этом оставалась относительно независимой от министра народного просвещения и пропаганды Йозефа Геббельса. И ему это очень не нравилось. Немецкая пресса ожидала выхода фильма в 1941 году, но съемки затягивались по самым разным причинам — организационным, погодным и внешнеполитическим. В итоге «Долина», затраты на которую превысили 8 миллионов рейхсмарок, стала самой дорогой картиной, снятой в нацистской Германии.
А мировая премьера фильма состоялось лишь в феврале 1954 года в Штутгарте. И он очень понравился Жану Кокто, сравнившему его с полотнами Питера Брейгеля и включившему «Долину» во внеконкурсную программу Каннского кинофестиваля.
Аллюзии
В фильме «Долина» Лени Рифеншталь исполнила роль цыганки Марты, согласившейся на отношения с деспотичным и жестоким доном Себастьяном в надежде получить защиту и комфортное существование. И мы вполне можем предположить, что это является метафорой ее собственного оппортунизма во имя искусства и карьеры.
Возможно, Лени Рифеншталь действительно разочаровалась в Гитлере и решила исповедаться в своих порочных связях через кино. Да, она сделала карьеру, снимая для него пропагандистские фильмы. Но увидев истинное лицо своего покровителя, сбежала из замка. А возможно, это всего лишь кино, не имеющее никакой связи с реальной жизнью.
Так или иначе, но некоторые аллюзии в фильме «Долина» слишком очевидны, чтобы их игнорировать. Если вы помните, главная ставка Адольфа Гитлера называлась «Волчье логово». А Бернхард Минетти, исполнивший роль дона Себастьяна, внешне очень напоминает Йозефа Геббельса, с которым у Лени Рифеншталь предположительно был конфликт. Совпадения? Решайте сами.
Ставьте лайк, если было интересно. Приятного просмотра!