Мошенники есть и в привычном фиатном мире, но именно в “непонятной” крипте обмануть пользователей значительно проще, а найти и наказать преступников - значительно сложнее.
Почему в крипте много СКАМа
В целом мошенники организуют свои схемы там, где есть их ЦА - то есть пользователи, которых можно обмануть, а поймать за руку практически невозможно. И крипта (блокчейн, web3) для этого подходят идеально.
Люди бегут в крипту за легкими деньгами, не понимают как это все работает, верят “гуру” и “опытным инвесторам”, покупают без раздумья все, что им продают и теряют деньги. Неизвестный Вася создает новую игру, обещает миллионы, поднимает рекламную шумиху, собирает деньги и “уходит в закат”. Куда обращаться? В канал Telegram, где была реклама? Так его уже или нет, или его владелец тычет в DYOR (Do Your Own Research) - типа, я вам ничего не обещал, надо было думать - риски и все такое. В общем сами виноваты.
И отчасти будет прав. Реклама рекламой, но прежде чем кому-то что-то заплатить, надо разобраться в проекте, хотя бы поверхностно и сделать правильные выводы. В рамках этой статьи я не буду делать разбор проектов, которые закрылись или перестали иметь хоть какую-то ценность, а их инвесторы потеряли деньги. Дам лишь несколько советов - на что обратить внимание прежде чем “заносить деньги”.
Кто стоит за проектом
Открывайте сайт проекта и его социальные сети. Ищите Terms of Use, Privacy Policy, разные Paper или документацию, имена разработчиков или участников. Команда, которая создает продукт, а не мошенническую схему не будет прятаться. Да, она может быть зарегистрирована на далеких островах, чтобы упростить себе налоговое и юридическое существование, но если проект качественно описан - есть план развития (роадмап), детальное изложение механик, токеномика, описание инвестиционных раундов, планы дальнейшего финансирования и в целом экономическая модель, шанс того, что он не закроется завтра сильно увеличивается.
Мошенники зачастую не утруждают себя деталями - они делают красивый визуал и хороший маркетинговый булшит и на нем начинают привлекать деньги невнимательных пользователей.
Читайте все. Чем больше деталей, подробностей, логины заявлений - тем лучше.
Где деньги, Зин?
Хороший крупный проект стоит дорого. Сколотить “скамину” можно за пару тысяч долларов, а сделать хотя бы MVP чего-то стоящего - полмиллиона.
Когда авторы проекта заявляют, что они все делают на собственные сбережения - необходимо проверить, а есть ли они. Пара офисных работников не могут за пару дней создать студию в 50 человек и пилить что-то перспективное. Да, они могут собрать пре-альфа версию и попытаться продать ее инвесторам или фондам, чтобы получить финансирование и тогда, технический анализ за вас сделает фонд, вы получаете возможность инвестирование с меньшими рисками.
Но если своих денег нет, а капитал на создание проекта собирается с будущих пользователей продажей каких-то выдуманных активов - это вызывает большое подозрение.
Изучайте откуда у проекта деньги на развитие - если источника нет, то и запустить его будет не на что.
Есть ли у проекта ценность
Необходимо разобраться какое у проекта обеспечение его ценности. Условно, если вы покупаете за 100 долларов игру для приставки, то ее обеспечение - это удовольствие от игр, которые вы получите. Если вы покупаете NFT известного художника, то его обеспечение - это бренд и имя автора, а также ценность его работ в нормальном, не виртуальном мире. Если вы покупаете токен проекта, а в будущем можете обменять его на квадратный метр жилья, курс рукоделия, бензин на заправке - то у него также есть заложенная ценность.
Если крипто-проект на данном этапе может вам предложить только маркетинговые заявления, что через полгода его активы будут стоить в 100 раз дороже, задумайтесь - за счет чего это возможно.
Что реально будет обеспечивать его ценность? Если ответ на это вопрос не очевиден - копайте глубже или проходите мимо.
Как рекламируют проект
Реклама проекта должна быть про проект, а не доход. Если в рекламных объявлениях, интеграция и нативных материалах больше информации про то, что можно получить прямо сейчас что-то бесплатно, или что завтра все будет дороже, или агрессивные заявления, сегодня великолепная возможность для входа, а завтра ее уже не будет - большая доля вероятности, что это “скамина”, которая существует только для того, чтобы побыстрее собрать денег с людей на волне ажиотажа (хайпа).
Хорошая реклама - это реклама в долгую. Она погружает пользователей в процесс создания проекта, вызывает интерес, а не хайп - ты хочешь в него вложить деньги не столько чтобы заработать “иксы”, а чтобы получить продукт и попробовать его на себе.
Берегитесь громких заявлений быстрых денег и коротких сроков. На раскачку проекта и его создание может уйти полгода-год, и в рекламе об этом должно говориться.
Кто уже сейчас на нем зарабатывает
Этот раздел может быть субъективным - но по моему мнению, запуск любых реферальных программ должен быть после старта проекта. Да, компании могут быть нужны ваши деньги на развитие, но их привлечение должно быть вызвано подогреванием интереса к самому проект, а не возможностью уже сейчас на нем заработать. Реферальная программа - это способ распространить информацию и заинтересовать людей, а не получить лидов с нулевой конверсией.
Блогеру важно, чтобы человек перешел по его ссылке и что-то купил в проекте, что будет дальше - его не интересует. А такой привлеченный игрок может не стать участником проекта, потому что его куда-то привели за руку, а не дали возможность самому сделать выбор.
Чем больше в проекте незаинтересованных людей - тем ему сложнее развиваться.
Если вся шумиха вокруг проекта строится только на “приведи друзей” - то эта история дальше хоровода ботов может и не уйти.
Бесплатно!
Да не бывает в капиталистическом мире ничего беплатно. Если вам что-то отдают бесплатно, значит это что-то ничего не стоит, или это леденец, после которого вам захочется купить полноценный обед.
Даже в бесплатных играх есть реклама или внутриигровые покупки, которые все равно найдут доступ к вашему кошельку.
Если вам кричат “заходите бесплатно, пробуйте и зарабатывайте”, значит у разработчиков есть четкий план как потому это “бесплатно” окупить. Без денег денег не сделать, и даже удовольствие не получить.
Изучайте проект, анализируйте их, покупайте активы, получайте удовольствие.
Залетели в “скамину” - это опыт, в следующий раз будете внимательнее.
Всем удачной крипто-суеты! )