Это боль многих родителей школьников. Психологи советуют отстать, перестать так жестко контролировать учебу. Не будет делать уроки? Пусть не делает. Получит двойку - это на его совести. Зато поймет и станет делать уроки самостоятельно, без напоминаний и истерик.
К сожалению, практика показывает, что советы психологов разбиваются в прах. Ничего он не поймет! Вот мама решает отпустить ситуацию с жёстким контролем. А ребенку всё равно, он сидит в телефоне весь день, идёт в школу с невыученными уроками, его это совершенно не выводит ни на какие эмоции. Получает двойки - тоже никаких эмоций. Даже не расстраивается из-за этого. А родители на нервах.
Я со своими учениками с такими случаями сталкивалась. Это неприятно. Родители просили совета, потому что они реально теряли своих детей в плане учебы.
Я всегда топила за поиск причины нежелания делать д.з. и вообще учиться. У меня на канале много статей на эту тему. Если кратко, то я рассматривала причины и предлагала практичное и эффективное решение по каждой из них. Например, ребенку неинтересно, скучно - надо подать материал интересно, подобрать игры; ребенок не понимает материал - объяснить ему в доступной форме; у него конфликт с учителем - разрешить его; у него нет навыков самоорганизации - распечатать ему трекер или чек-лист по д.з., где он будет вычёркивать пункты; ограничивать время на домашку - ставить таймеры; формировать положительное отношение к учебе посредством разговоров, примеров, мотивировать и т.д.
Да, так долго и нудно, и совершенно все эти советы не подходили для работающих, занятых родителей. Это я поняла по вашим комментариям. Я понимаю родителей, они устали вечером, им не до проверки и контроля д.з., у них миллион дел по дому: готовка, уборка, магазин, другие дети. И совершенно не хочется объяснять темы, которые ребенок не усвоил, выискивать какие-то дополнительные интересные материалы, придумывать какие-то игры, рисовать плакаты, прописи. Всего этого родители делать не хотят или не могут. А душа за учебу ребенка всё равно болит. Что же делать?
Вот как раз для таких занятых родителей я подготовила ещё несколько советов. Только сразу скажу, что все дети разные. Кому-то подойдёт один совет, но не подойдёт другой. Пытайтесь, применяйте на практике, смотрите, что получится, а что нет.
Если вдруг не получится ничего, то перестаньте искать советы в интернете - обратитесь за помощью к психологу. Возможно, вам даже нужен будет нейропсихолог, невролог, другой специалист.
1. Лишение телефона или того, что ребенку дорого. Совет абсолютно непедагогичный, да и психологи сейчас закидают меня тапками. Но я пишу только практичные советы, не хочу грузить невыполнимой теорией.
Очень многим школьникам помогает именно такой метод: "Получишь телефон/ пойдешь туда-то/ верну твой самокат, только когда выполнишь все уроки". Потеря дорогого для себя предмета или хобби даёт толчок к более быстрому выполнению уроков. И совсем другое дело - попробуй, отними у подростка телефон! По добру не отдаст, а силой отнимать нельзя! Для таких действуют другие методы.
2. Пусть уроки сами делаются! Поистине волшебный метод, придуманный подростком для таких же подростков.
В чем суть? Говорим, что по совету психолога проводим эксперимент, в котором уроки можно две недели не делать. Но есть несколько условий:
- двойки в школе никто не отменяет!
- дома обязательно садимся за стол, заранее зная, что делать уроки не нужно!
- достаем из рюкзака всё необходимое для выполнения д.з, смотрим в дневник, что задали. В общем, выполняем все подготовительные этапы, а после них можно встать и пойти поиграть во что-то своё.
На этом этапе уже многие дети уходить из-за стола не хотят: "Что, я зря все принадлежности доставал и смотрел, что задано? Надо тогда всё сделать!"
- После игр нужно опять подойти к столу, ещё раз посмотреть, что задано. Делать при этом ничего не нужно! Но если увидел что-то лёгкое, то можно сразу выполнить. Например, стихи небольшие за пару минут выучить, прочитать коротенький параграф. А вот пример по математике совсем простейший - почему бы его не сделать первым делом? По русскому языку нужно по заданию просто подчеркнуть что-то - это же элементарно!
На этом этапе ребенок берет разгон, а дальше его не остановить! Начнет делать что-то, доделает это, потом возьмётся на адреналине за следующее. Да и быстро-то как всё получается! За час всё можно сделать, а потом целый вечер свободен!
- Потом планируется третий подход к урокам, но перед ним разрешается встать, поесть, позвонить друзьям. Лишь одно условие: если звонишь друзьям, то общаешься только по урокам, если берешь в руки телефон, то смотришь только информацию по урокам. Например, правило в интернете находишь, информацию для сообщения, перевод английских слов и т.д.
- Вот и всё! Получается, что все уроки уже сделаны? Айда молодец! И никто не заставлял, никто не кричал, ничего не отбирал.
Работает методика "Пусть уроки сами делаются!" очень просто: для многих важно именно начать, усадить ребенка за уроки, а дальше само всё пойдет по накатанной. То есть, например, вы планируете делать зарядку, но не хотите и откладываете ее выполнение постоянно. А стоит только начать ее делать, так весь комплекс сразу и делается. Так и с уроками: главное - усадить за стол.
Эксперименты, проводимые психологами по данной методике, показали, что все дети уроки делали, никто не отказывался от выполнения, у некоторых улучшилась успеваемость, у большинства она осталась на прежнем уровне. Эксперимент показал, что школьники начинали с лёгких заданий и с предметов, которые им очень нравятся. Родители сразу видели, к чему способности у ребенка есть, а к чему нет.
И вишенка на торте: подросток после этого метода заявляет: "Вот видишь, я же говорил, что, если ты от меня с уроками отстанешь, то всё будет зашибись! Или я не прав?"
3. Если ребенку никакие эксперименты над ним не нравятся и ни к каким результатам не приводят. Были у меня такие ученики, которые заявляли маме: "Давай без этих твоих экспериментов, а? А то я заснуть не могу, нервничаю что-то. Давай лучше по-старому: ты меня будешь просто заставлять садиться за уроки. Так привычнее".
4. "Не хочешь делать уроки? Не делай! Но только спать тогда ложись в 8 часов вечера". Дальше родителям останется только проконтролировать, что он лег спать в это время, а утром его пораньше разбудить (часов в 5-6) и усадить за уроки. На свежую голову, с новыми силами легче всё делается. Да и мотив есть - в школу надо через час идти, надо успеть всё сделать. А что ещё ранним утром делать-то, кроме уроков? Многие детки - жаворонки. Они вечером не могут никак с уроками справиться, зато утром всё за 15 минут, ещё даже до завтрака, с лёгкостью решается.
5. "Съедет на одни двойки и перестанет учиться? Пусть!" Отстать от ребенка с уроками на продолжительное время и постараться взять себя в руки, чтобы не нервничать по поводу его успеваемости. Здесь ключевое словосочетание "на продолжительное время". Дайте ему минимум месяц. Успеваемость упадет, уроки делать не будет, будет хуже всех в классе, учителя будут его постоянно ругать, ему будет просто неприятно от этого. Ведь всегда тяжело от хорошего уходить к плохому. Он обязательно захочет вернуть всю ту хорошую репутацию и хорошие отметки, которые у него были до этого. Захочет сам и вернёт!
Я надеюсь, что вы нашли здесь ответ на свой вопрос. Пробуйте все методы, я верю в вас и в ваших детей! У вас всё получится!