На моих фото необычный доходный дом, в котором до сих пор живут потомки знаменитого художника Евгения Лансере! Его адрес: Милютинский переулок, 20.
Этот доходный дом начали строить во время первой мировой войны в 1915 году, что само по себе странно, ведь во время войны редко строили что-то гражданское. Продолжали достраивать дом уже после революции: в 1924 и в 1933 годах.
Заказчиком выступило общество «Феттер и Гинкель». Оно владело московским Дроболитейным заводом, заводом, производившим различные металлические изделия, начиная от посуды и рыболовных принадлежностей и заканчивая охотничьей дробью, гильзами, картечью и патронами. Товарами, необходимыми во время войны. К 1914-1916 годам завод стал одним из крупнейших в России производителем охотничьих гильз и патронов. В 1918 году завод национализировали, а его владельца Н. Феттера выслали из Москвы. Впоследствии, завод рос и развивался, на его базе сегодня работает одна из старейших российских компаний оборонного комплекса, производящей электронное оборудование военного назначения, гражданскую радиотехнику и медицинские приборы, - НПП Импульс.
Вернемся в 1915 год, тогда у общества было много заказов. На территории завода строятся сразу несколько производственных помещений, включая ракетное производство, а также огромную 46-метровую металлическую дроболитейную башню. В это же время начинается строительство доходного дома в Милютинском переулке. Для строительства приглашается один из самых известных архитекторов Москвы Валентин Дубовской. Дом проектируется в готическом стиле с башенками и соответствующим оформлением. До революции Дубовской успел построить 5 этажей и сделать красивый готический щипец на угловом фасаде, который мелькает в одной из старых кинохроник. Однако, закончить дом Дубовской не успевает из-за начавшихся революционных волнений. В 1917 году недостроенный дом участвует в революционных боях в качестве огневой точки. После Гражданской войны с 1924 по 1933 годы архитектор А.М.Калмыков достраивает дом, увеличивая его этажность. Исчезает щипец, упрощается декор фасада. По задумке Дубовского доходный дом предназначался для сдачи в наем помещений для торговли и административных функций. На каждом этаже дома в основном располагалось по 4-5 многокомнатных квартир с кухней, ватерклозетом и ванной комнатой.
Осталось ли что-нибудь от проекта Дубовского, не смотря на перестройку дома после революции? К счастью, да. Например, двери в дом, из-за которых я обратила вообще внимание на него, оформлены как вход в готический замок со стрельчатыми арками и полуколоннами. Весь фасад украшен угловатыми колоннами, но создается впечатление, что они не должны были так просто заканчиваться. На старых чертежах Дубовского проект дома выглядит роскошно и нарядно. Колонны должны были выступать над крышей, также они должны были обрамлять несколько щипцов. Ниши арок над дверьми имели рисунок, имитирующий узоры на соборах, а колонны по бокам от дверей должны были поддерживать огромные каменные факелы. По проекту дом должен был выглядеть как настоящий замок. Внутри здания сохранилось немного больше декора.
Парадный вестибюль успел получить некоторое готическое оформление потолка, имитирующее нервюры. Парадная лестница по своей форме и оформлению балюстрады сильно напоминает лестницу в доходном доме Филатовой на Арбате.
Сравните рисунок лестничных ограждений. Он очень похож во всех домах Дубовского: вертикальные балясины, на которых размещается герб или эмблема. Рисунок похож, но все же отличается в каждом доме и даже иногда на разных лестницах одного и того же дома. Обожаю вот так заходить в новый доходный дом, узнавать руку зодчего, искать и находить схожие элементы.
Входные двери в квартиры также сохранили готическое оформление проемов в виде стрельчатой арки. Ниши над дверьми (десюдепорт) были расписаны.
Причем роспись над некоторыми дверьми сохранилась до наших дней, но так сильно потемнела, что сложно разглядеть, что там изображено.
В квартире 8 этого дома с 1934-1946 гг. жил и работал Евгений Лансере. Квартира была коммунальной. На семью дали три комнаты и мастерскую. Лансере - известный русский художник, родной брат Зинаиды Серебряковой.
В 1934 году он получил заказ на монументальные росписи темперой залов Казанского вокзала и переехал в Москву.
Сейчас в той самой квартире живут уже дети и внуки художника. В доме также находится мастерская дочери Лансере, художницы Екатерины Евгеньевны Лансере.
Она делит её со своим мужем, художником, внуком художника Павла Павлинова. Кстати, её сына также зовут Павел Павлинов.
Про дом я рассказываю подробнее в своей книге Непарадная Москва.