Где-то на одной из стадий увлечения книгами Толкина много у кого появляется желание как-то приобщиться к этому миру - через фанфики, ролевые игры, энциклопедии и так далее. И одно из таких проявлений - это создание своей личной символики (ну или точнее, символики своего средиземского альтер-эго). Много кто это делает - что там говорить, логотип моего канала яркий пример, - но почти никто не делает это правильно.
Толкин вообще любил рисовать, но ближе к концу жизни всякие реальные и выдуманные пейзажи из его творчества почти исчезли, а их место заняли всякие-разные узоры и стилизованные рисунки. Ему, очевидно, очень нравился сам процесс работы с линейкой, циркулем и карандашами. И вот в этот период он нарисовал целую кучу разных геральдических знаков (которые я дальше буду называть просто гербами для простоты), окончательно отказавшись от ранних версий, где, например, у эльфов Гондолина была вполне себе традиционная геральдика - арфы, сердца и всё такое. После его смерти многие рисунки были опубликованы в книгах, посвящённых его живописи - "Рисунки Дж.Р.Р. Толкина", "Дж.Р.Р. Толкин. Художник и иллюстратор" и других.
И эти гербы много кто видел - хотя бы потому что они время от времени мелькают на обложках, но мало кто читал, по каким правилам они сделаны. Так что давайте, разбираться, может, для кого-то это будет полезно или интересно. По тексту картинки будут даны с поясняющими отметками, а в конце - галерея оригинальных рисунков.
Начнём с формы. Квадрат означал неперсонифицированный герб, или, например, герб, который принадлежал всему дому. У Толкина среди опубликованных рисунков такой только один - герб с солнцем дома Финвэ. Ромб (да, я знаю, что это не совсем правильное определение с точки зрения математики, но вы меня поняли) - это персонифицированный герб мужчины. Круг - персонифицированный герб женщины. У эльфийских гербов это соблюдалось беспрекословно, а вот гербы людей все имеют форму ромба, независимо от того, принадлежат он какому-то дому, мужчине или женщине.
С формой связана и принадлежность владельца. Эльфийские гербы имеют несколько осей симметрии, которые "закольцованы" (то есть, эльфийский герб можно перевернуть набок или вверх ногами - и ничего не изменится), что символизирует привязанность к кругам мира и гармонию с ним. У людских гербов, напротив, чётко выражена вертикаль или горизонталь, символизирующая то, что после смерти люди отправляются за пределы мира. Симметрия на человеческих гербах может отсутствовать.
Исключением из этого правила являются два герба. Эльф Финрода, который первым нашёл людей и стал их другом и учителем, взял себе разработанный людьми герб - несимметричное полотно с изображением арфы. А человек Беор, друг Финрода, ушедший жить к эльфам, напротив, очень даже симметричен.
Количество точек или элементов узора, которые касаются края в эльфийских гербах символизирует статус владельца. 16 было у верховного короля нолдор Финвэ, от 6 до 12 - у королей статусом поменьше, от 4 до 6 - у принцев. Люди такими вещами не заморачивались.
По содержанию можно отметить несколько моментов. Цвета, в принципе, очевидны - жёлтый цвет для солнца, чёрный для ночи, синий для неба или синих цветов, зелёный - для растений. Члены одной семьи обычно имели схожие мотивы - например, пламя и солнце в гербах Финвэ и его сыновей. Или перекликающиеся мотивы Солнца и Луны у Финвэ и Эльвэ (он же Тингол, если кто не знает).
Не стеснялись добавлять на гербы какие-то важные вещи, характерные лично для персонажа. У эльфов эти изображения стилизованы - цветы у Лутиэн, Сильмариль у Феанора. А вот люди просто рисовали, как есть - например, на гербе Берена нарисованы Тангородрим, Сильмариль и отрубленная рука, да и арфа на гербе Финрода тоже сюда относится. Отдельно стоит отметить герб Мелиан - она единственная из майар, и её герб обладает самой большой сложностью в плане количества "вложений" - это практически узор, который уходит в бесконечность, а также у неё очень много выпуклых и вогнутых форм, в отличие от остальных гербов с ровными квадратами, треугольниками и кругами. Подобные изогнутые линии частично повторяются и на обоих гербах её дочери Лутиэн.