Найти тему
ivanegoroww

Чей друг Иван Лапшин?

Пожалуй, режиссёр Алексей Герман у нас в стране один из самых неоднозначных творцов от кинематографа. Не в плане трактовок его произведений, а в плане зрительского отношения к ним. Слишком расхожие мнения можно встретить у тех, кто ознакомился с творчеством Германа. Многие однозначно положительно оценивают первый фильм Германа “Проверки на дорогах”, второй фильм “Двадцать дней без войны” получился уже не таким однозначным, как собственно и третий фильм режиссёра “Мой друг Иван Лапшин”.

Алексей Герман
Алексей Герман

Однажды Алексей Герман будучи ещё совсем юным режиссёром задумал снимать фильм по папкиной книге. Отцом юного кинодела был популярный в СССР писатель, всецело обласканный властью - Юрий Герман. Так вот он в тридцатые годы написал ряд хороших произведений про работу советских милиционеров. И сынуля, очередная жертва двадцатого съезда, решил, что папка его тогда был ещё слишком юн и хитрые чекисты всё наврали ему какие они белые и пушистые, а на самом деле они были представителями кровавой гэбни, которую так люто ненавидела советская диссида, к представителям которой и относился Алексей Герман.

Юрий Герман
Юрий Герман

Так вот он по сочинениям отца накропал сценарий в 1969 году, который на излёте оттепели никто не стал пускать в производство. Так сценарий и идея снять фильм про работников угрозыска тридцатых годов осталась невостребованной, пока в конце восьмидесятых картине не был дан зелёный свет. Сценарий, написанный Германом, переписал Эдуард Володарский, что на самом деле неясно пошло ли в плюс или в минус данной картине.

Эдуард Володарский
Эдуард Володарский

Так или иначе, но Герман в 1982 году снял данный киношедевр, который оценили далеко немногие и повертев пальцем у виска положили на полку. И неизвестно сколько бы картина там пролежала если бы не наметившиеся в стране перемены. Однако всенародно любимым хитом “Мой друг Иван Лапшин” так и не стал.

Герман и Миронов
Герман и Миронов

Медленная съёмка, пустые диалоги, словно кадры кинохроники из жизни тридцатых годов. Только вот за данное бытописательство Герману доставалось больше всего. Многие упрекали режиссера, что тот слишком сильно сгустил краски, добавил слишком много каловой субстанции в кадр, размешал и поплыл по этой фекальной реке, ведя за собой зрителя.

Герман и Болтнев
Герман и Болтнев

Если говорить про актёрские работы, то Герману нужно отдать должное, для советского кинематографа он открыл в этом фильме двух замечательных актёров Андрея Болтнева и Алексея Жаркова. Дал замечательному актёру Андрею Миронову по-новому раскрыться в кадре. Великолепный ансамбль в картине смотрится прекрасно, за что многие, собственно, и ценят этот фильм.

-7

В общем показанная в фильме действительность тридцатых годов не самая, наверное, лицеприятная, как и персонажи, которые несколько отталкивающие. Однако манера съёмки Германа, типа его фирменный стиль, просто порой выбешивают, а количество фекалий зашкаливает. В общем любить или не любить данный шедевр отечественного кинематографа каждый должен решить для себя сам. Ибо это кино яркий представитель расхожего выражения - на любителя.