Найти тему

Как я обучаю детей чтению (часть 2 — практика): третий этап обучения чтению — чтение простых слов

Продолжаю серию заметок о том, как я обучаю чтению детей. В предыдущей статье рассказывала о соединении букв в слоги. Опишу, как я с Дианой начала читать простые слова.

Диану я начала обучать, когда ей было 3,5 года, и к четырем мы с ней закончили читать мой комплект карточек. Мне удалось сформировать интерес и любовь к чтению, а потом моя работа в этой семье закончилась...

Это была зима. Девочка уже не всегда спала в обед, а двухлетнего братика я укладывала на дневной сон. Потом приходила к Диане.

Она уже знала все буквы, кроме твердого и мягкого знаков (я всегда предпочитаю выбирать самый легкий путь для решения задачи: зачем ей сейчас знать про знаки?).

Я распечатала карточки, их было около пятидесяти. Взяла обувную коробку, подходящую по размеру к карточкам, обклеила белой бумагой. Разделила ее перегородкой на две части, в одну часть положила распечатанные карточки, непрозрачную линейку и карандаш.

И принесла Диане коробку с карточками и красивые наклейки с бабочками. Сказала: "Диана, это волшебная коробка. В ней лежат карточки со словами. Мы будем читать их понемножку каждый день. Когда карточку прочитаешь, ее нужно переложить в эту пустую половину. И, когда ты прочитаешь все карточки и переложишь их сюда, ты будешь уметь читать. Как взрослая. Представляешь?"

Потом она наклеила бабочек на коробку и прочитала первую карточку. И положила ее в пустую половину коробки.

И далее мы почти каждый день, когда Диана просыпалась после обеденного сна (если спала) или сразу после обеда читали с ней по карточке. Или половину, если были трудные слова.

Когда прочитали первые две или три карточки, пошли показывать, как читает Диана, маме, а потом папе. И так делали периодически.

Иногда я выбирала одну из прочитанных старых карточек, и мы ее читали снова. Особенно я применяла этот прием тогда, когда остались только карточки с трудными словами, ближе к концу.

Т.е., я следила за тем, чтобы нагрузка была равномерной. С самого начала читали карточки с легкими словами, под конец осваивали трудные вперемежку с повторением легких.

И каждое слово я ей объясняла. Потому что ребенок может и не узнать прочитанное слово, чтение должно быть осмысленным процессом.

Например, она читала "дорога", а я ей объясняла, что так пишется слово "дарога". Мы его говорим "дарога", а пишем "дорога".

В первой карточке на букву "А", которую мы прочитали, были два незнакомых слова: "ас", и "аут". Я ей объяснила значение этих слов, и сказала, что, когда ты прочитаешь все карточки, ты станешь асом.

Как мы читали?

Она брала карточку на колени (мы сидели на кровати), клала ее на крышку коробки, и я обводила овалом букву, на которую начинались все слова на карточке.

Потом закрывала линейкой нижнюю строку, листочком закрывала все слова справа, кроме первого. И просила ее вести пальчиком по низу слова, когда читает. Первое слово я показала как читать. И карандашом его подчеркнула: знак, что оно прочитано.

Потом все это она делала сама. Я только открывала ей слова по очереди.

Начали читать с буквы "А", а потом я выбирала их сама по степени трудности, не по алфавиту, и чтобы в словах не было мягкого знака. Иногда давала ей две или три равнозначные карточки, и она делал выбор.

Когда прочитали довольно много слов, я стала давать карточками со словами, где есть мягкий знак. Просто объяснила ей, что, если стоит мягкий знак, надо читать букву так, например: не "Т", а "ТЬ".

И помогала ей, если она забывала: таких слов (с мягким знаком)у меня не много. А про твердый не говорила вообще.)

И всегда в самом начале брала коробку и спрашивала: "Почитаем карточки?". Диана соглашалась...

Для чего все это делала?

Букву я обводила, чтобы было видно, что карточка отработана, и так девочка ее лишний раз повторяла.

Все слова закрывала, чтобы они не мешали ей, поскольку концентрация внимания у детей не такая, как у взрослых, а процесс трудный.

Пальчиком просила водить, чтобы ребенок твердо усвоил порядок чтения слов слева направо.

Карандашом она подчеркивала слова, чтобы был визуальный эффект для нее, что это слово прочитано. И на недолгое время менялось занятие, наверное, ребенок меньше уставал.

Карточки мы перекладывали из одной части коробки в другую, опять же, чтобы было видно, как одна стопка тает, а другая растет. Иногда мы пересчитывали прочитанные карточки и радовались, а в конце занятий пересчитывали оставшиеся карточки, и тоже радовались.

Карточки для чтения выбирала я, потому что ребенок еще не мог оценить степень трудности.

Самое главное

Как мне кажется, у меня удачно получилось в этом опыте:

✅ создать системность занятий;

✅ заинтересовать ребенка через волшебную коробку, показ результатов родителям, визуализацию пройденного;

✅ сделать посильную нагрузку с постепенным усложнением и вовремя оказывать помощь, чтобы уверенность в своих силах у нее не таяла, а росла.

Я уже писала, что, когда я приезжала позже в гости к моим детям, Диана начала писать свои сказки и любимые песни на слух.

Думаю, еще очень много значит, что я занималась с девочкой. Обычно мальчики в этом плане более ленивы, есть такое мнение. И, может быть, мне просто повезло?)

В любом случае, надеюсь, что описание моего опыта пригодится кому-нибудь. И вот здесь ловите ссылку на комплект карточек, которые я сделала сама и использовала в работе с Дианой. Там есть недостатки, их можно редактировать и улучшать.

А для ребенка-непоседы можно придумать множество ролевых игр с готовыми словами, написанными на клочках бумаги, обязательно крупно и печатными буквами.

Например, можно поиграть в семью, где мама (ребенок) идет в магазин. Предметы прячутся за карточками "рис", "манка", "яйцо", "мясо", "рыба" и т.д. А дочка (кукла или мама) попросила купить торт, папа — мясо.

Или пригласить зверей на день рождения к кукле и рассадить по местам за столом с надписями "заяц", "мишка", волк", "еж" и т.д.

Или спрятать карточки в комнате и дать приз тому, кто найдет карточку со словом "пила". А для этого надо прочитать другие несколько карточек, а "пилу" незаметно подложить куда-нибудь через некоторое время...

Помню, мы с девочкой сделали под большим столом домик, между ножками натянули резинку (или нитки), а на резинке у нас висели написанные слова со всех сторон, зажатые маленькими прищепками....

Успехов Вам!

Окончание здесь...