Давайте продолжим путешествие по залам Зимнего дворца! Перед нами самый масштабный зал Зимнего дворца - Большой зал (аванзал) - только представьте (!!!) 1103 кв.метра. Архитектор Растрелли задумывал Невскую анфиладу в 5-ть самостоятельных залов, но дворец постоянно перестраивался и со временем первый зал превратился в Аванзал (тут мы с вами уже были и любовались Малахитовой сенью), пятый зал - в Концертный (обязательно осмотрим), а вот средние залы - со 2-ого по 4ый - были объединены архитектором Джакомо Кваренги при правлении императрицы Екатерины II в Большой зал в стиле раннего классицизма. Стены и колонны были выполнены из цветного искусственного мрамора, портики с колоннами формировали торцевые стены зала, многочисленные настенные фонари из синего стекла особенно хороши были в вечернее время дня... Именно таким зал был запечатлён для истории на акварели А.Н. Воронихиным. В пожаре 1837 года вся эта красота безвозвратно растворилась в огне...
К реконструкции дворца преступил архитектор Василий Стасов и он восстановил зал к 1839 году, внеся определённые изменения в первоначальный проект... Во-первых, зал стал однотонным, а именно белым; во-вторых, канули в прошлое портики торцевых стен и зал, неизменившийся в своем метраже, стал казаться невероятно протяжённым, в-третьих, роспись плафонов стала минималистичные и осталась только по периметру. За освещение отвечали 11 бронзовых золоченых люстр, выполненных по авторским эскизам Стасова. Это был все ещё классицизм, но поздний - строго и торжественно.
После кончины императора Николая I в 1855 году в зале был размещён его конный портрет и постепенно зал приобрёл второе название - Николаевский.
Конечно же, данный зал был предназначен для проведения балов, маскарадов и приемов. В Николаевском зале Зимнего дворца проводили Большой бал или как его называли «Большой бал Николаевской залы». На этом балу собиралась вся родовая, военная и бюрократическая аристократия Петербурга, это было событие года, это был официальный бал и для приглашения на него главным основанием служила «Табель о рангах».
Последний Большой бал был проведен в Николаевском зале Зимнего дворца 19 января 1904 года, в этом же году Зимний дворец перестал быть постоянной резиденцией царской семьи (император Николай II перенес резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе), оставаясь местом приемов и торжественных церемоний.
Но события в России развивались так стремительно, что стало не до веселых балов и торжеств - сначала Русско-японская война (1904–1905 гг.), кровавое воскресенье 1905 года и обострение болезни цесаревича Алексея в 1912 году, начало Первой мировой в 1914 году...
Во время Первой мировой войны облик интерьеров Зимнего дворца сильно изменился - в октябре 1915 года в его пустующих залах был устроен госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича, который просуществовал до ноября 1917 г. Залы Невской и Большой анфилад были отведены под госпитальные палаты.
В период с января 1920 по 1941 года в стенах Николаевского зала (и ряда иных примыкающий помещений) мирно существовали экспозиции Государственного Эрмитажа и... Государственного музея Революции
В годы ВОВ в зал попал снаряд - искусственный мрамор стен, лепнина потолка и наборный паркет были существенно повреждены. К восстановлению приступили сразу же, а завершили все реставрационные работы в 1957 году. Кстати, перед реставраторами встал вопрос - какой проект воспроизводить? Первоначальный проект Кваренги или же проект Стасова?! Проект Кваренги оказался в восстановлении и сложнее, и дольше по срокам, и дороже...
По итогам реставрации Николаевский зал предстал во всей своей красе: белый искусственный мрамор стен и колонн, строгие линии потолка с широким бордюром под кессон, выполненный в технике гризайль и роскошный паркет с орнаментом в меандр и крупные восьмигранники. Было и отличие от проекта Стасова - люстры! Их стало меньше по количеству и изменилось их расположение...
В наши дни рядовому посетителю увидеть Большой (Николаевский) зал пустым, к сожалению, не представляется возможным.
Зал отведен для проведения временных экспозиций Эрмитажа, перекрывается временными стенами-перегородками, стеллажами - витринами и увидеть всю строгую красоту зала во всех его деталях нельзя...
Вот, например, портреты братьев Григория и Алексея Орловых во время знаменитой «карусели» (турнир по верховой езде) 1766 года на выставке «Вигилиус Эриксен – портретист императрицы. К 300-летию со дня рождения» (май - октябрь 2022 год).
Отмечайте статью "лайком", подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории!
Вам будет интересно узнать про:
#зимний_дворец #дворец #путешествие #история #архитектура #бал #зал #николаевский #большой #петербург #спб #кваренги #стасов #проект #pvv_дворцы