Найти тему

Большой зал. Зимний дворец

Давайте продолжим путешествие по залам Зимнего дворца! Перед нами самый масштабный зал Зимнего дворца - Большой зал (аванзал) - только представьте (!!!) 1103 кв.метра. Архитектор Растрелли задумывал Невскую анфиладу в 5-ть самостоятельных залов, но дворец постоянно перестраивался и со временем первый зал превратился в Аванзал (тут мы с вами уже были и любовались Малахитовой сенью), пятый зал - в Концертный (обязательно осмотрим), а вот средние залы - со 2-ого по 4ый - были объединены архитектором Джакомо Кваренги при правлении императрицы Екатерины II в Большой зал в стиле раннего классицизма. Стены и колонны были выполнены из цветного искусственного мрамора, портики с колоннами формировали торцевые стены зала, многочисленные настенные фонари из синего стекла особенно хороши были в вечернее время дня... Именно таким зал был запечатлён для истории на акварели А.Н. Воронихиным. В пожаре 1837 года вся эта красота безвозвратно растворилась в огне...

Большой зал Зимнего дворца на акварели А.Н. Воронихина, 1793 год, изображение взято из открытых источников
Большой зал Зимнего дворца на акварели А.Н. Воронихина, 1793 год, изображение взято из открытых источников

К реконструкции дворца преступил архитектор Василий Стасов и он восстановил зал к 1839 году, внеся определённые изменения в первоначальный проект... Во-первых, зал стал однотонным, а именно белым; во-вторых, канули в прошлое портики торцевых стен и зал, неизменившийся в своем метраже, стал казаться невероятно протяжённым, в-третьих, роспись плафонов стала минималистичные и осталась только по периметру. За освещение отвечали 11 бронзовых золоченых люстр, выполненных по авторским эскизам Стасова. Это был все ещё классицизм, но поздний - строго и торжественно.

Николаевский зал Зимнего дворца на акварели К.А. Ухтомского, 1866 год, изображение взято из открытых источников
Николаевский зал Зимнего дворца на акварели К.А. Ухтомского, 1866 год, изображение взято из открытых источников

После кончины императора Николая I в 1855 году в зале был размещён его конный портрет и постепенно зал приобрёл второе название - Николаевский.

Конечно же, данный зал был предназначен для проведения балов, маскарадов и приемов. В Николаевском зале Зимнего дворца проводили Большой бал или как его называли «Большой бал Николаевской залы». На этом балу собиралась вся родовая, военная и бюрократическая аристократия Петербурга, это было событие года, это был официальный бал и для приглашения на него главным основанием служила «Табель о рангах».

Большой бал Николаевской залы, рисунок взят из открытых источников
Большой бал Николаевской залы, рисунок взят из открытых источников

Последний Большой бал был проведен в Николаевском зале Зимнего дворца 19 января 1904 года, в этом же году Зимний дворец перестал быть постоянной резиденцией царской семьи (император Николай II перенес резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе), оставаясь местом приемов и торжественных церемоний.

Но события в России развивались так стремительно, что стало не до веселых балов и торжеств - сначала Русско-японская война (1904–1905 гг.), кровавое воскресенье 1905 года и обострение болезни цесаревича Алексея в 1912 году, начало Первой мировой в 1914 году...

Во время Первой мировой войны облик интерьеров Зимнего дворца сильно изменился - в октябре 1915 года в его пустующих залах был устроен госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича, который просуществовал до ноября 1917 г. Залы Невской и Большой анфилад были отведены под госпитальные палаты.

Николаевский зал в период Первой мировой войны был отведен под госпитальную палату на 200 мест, фото из открытых источников
Николаевский зал в период Первой мировой войны был отведен под госпитальную палату на 200 мест, фото из открытых источников
Николаевский зал в период Первой мировой войны был отведен под госпитальную палату на 200 мест, фото из открытых источников
Николаевский зал в период Первой мировой войны был отведен под госпитальную палату на 200 мест, фото из открытых источников
Люстра Николаевского зала Зимнего дворца, фото автора 2022г.
Люстра Николаевского зала Зимнего дворца, фото автора 2022г.

В период с января 1920 по 1941 года в стенах Николаевского зала (и ряда иных примыкающий помещений) мирно существовали экспозиции Государственного Эрмитажа и... Государственного музея Революции

Екатерина II в образе Минервы. Жан-Пьер-Антуан Тассар. 1774г., фото автора статьи 2022г.
Екатерина II в образе Минервы. Жан-Пьер-Антуан Тассар. 1774г., фото автора статьи 2022г.

В годы ВОВ в зал попал снаряд - искусственный мрамор стен, лепнина потолка и наборный паркет были существенно повреждены. К восстановлению приступили сразу же, а завершили все реставрационные работы в 1957 году. Кстати, перед реставраторами встал вопрос - какой проект воспроизводить? Первоначальный проект Кваренги или же проект Стасова?! Проект Кваренги оказался в восстановлении и сложнее, и дольше по срокам, и дороже...

По итогам реставрации Николаевский зал предстал во всей своей красе: белый искусственный мрамор стен и колонн, строгие линии потолка с широким бордюром под кессон, выполненный в технике гризайль и роскошный паркет с орнаментом в меандр и крупные восьмигранники. Было и отличие от проекта Стасова - люстры! Их стало меньше по количеству и изменилось их расположение...

В наши дни рядовому посетителю увидеть Большой (Николаевский) зал пустым, к сожалению, не представляется возможным.

Николаевский зал Зимнего дворца, наши дни, фото из открытых источников
Николаевский зал Зимнего дворца, наши дни, фото из открытых источников

Зал отведен для проведения временных экспозиций Эрмитажа, перекрывается временными стенами-перегородками, стеллажами - витринами и увидеть всю строгую красоту зала во всех его деталях нельзя...

Вот, например, портреты братьев Григория и Алексея Орловых во время знаменитой «карусели» (турнир по верховой езде) 1766 года на выставке «Вигилиус Эриксен – портретист императрицы. К 300-летию со дня рождения» (май - октябрь 2022 год).

Вигилиус Эриксен. Портрет графа Григория Орлова. 1766. Фрагмент., фото автора 2022г.
Вигилиус Эриксен. Портрет графа Григория Орлова. 1766. Фрагмент., фото автора 2022г.
Вигилиус Эриксен. Портрет графа Алексея Орлова. 1766. Фрагмент., фото автора 2022г.
Вигилиус Эриксен. Портрет графа Алексея Орлова. 1766. Фрагмент., фото автора 2022г.

Отмечайте статью "лайком", подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории!

Вам будет интересно узнать про:

#зимний_дворец #дворец #путешествие #история #архитектура #бал #зал #николаевский #большой #петербург #спб #кваренги #стасов #проект #pvv_дворцы