Сусанин сегодня у нас в стране - имя нарицательное: так мы неизменно зовём провожатых, заведших кого-то неизвестно куда. Однако не все знают, что прославлять Ивана Сусанина начали ещё в императорской России в качестве героя, спасшего будущего царя Михаила Романова. В связке «православие-самодержавие-народность» - основе монархической идеологии, Сусанин олицетворял собой именно ту самую «народность» .
Понятно, что современным историкам об Иване Сусанине известно совсем немного. Однако то, что этот человек существовал, сомнений не вызывает. Жил он в селе Домнине под Костромой и был крепостным дворян Шестовых. Главой клана Шестовых была Ксения Романова (урождённая Шестова), супруга Федора Романова, отца будущего российского самодержца. На троне в тот момент восседал царь Борис Годунов, видящий в Романовых соперников и разлучивший супругов, заставив их обоих постричься в монахи.
В итоге Ксения Романова стала инокиней Марфой, Федор Романов - Филаретом. Тем не менее, Ксения Шестова сохранила в собственности родовые деревни и крепостных, включая Сусаниных.
По современным меркам Иван Сусанин к 1613 году, т. е. к моменту известных событий, стар вовсе не был, хотя на картинах он изображается непременно седовласым стариком с окладистой бородой. Было ему от 32 до 45 лет, хотя, конечно, в то время для крестьян 40-летний возраст был уже старческим.
Вероятно, Сусанин был вдовцом, имел дочь, служил либо вотчинным старостой, либо вообще жил в боярском доме Шестовых, управляя сельскими делами. Таким образом, Марфу-Шестову он хорошо знал и, судя по всему, был преданным слугой семьи.
Итак, весной 1613 года в Москве, после изгнания поляков, проходил Земский собор, на котором избирали нового русского монарха. Среди кандидатов были и Романовы, однако всем известного и уважаемого Филарета (Федора Романова) избрать уже не могли, так как тот был монахом, к тому времени уже митрополитом, и светских должностей занимать не мог. Кроме того, он пребывал на тот момент в польском плену.
Оставался его сын - Михаил Романов, особыми талантами не отличавшийся, но тем не менее носивший фамилию знатного рода и главное, являвшийся внучатым племянником самого царя Ивана Грозного.
Дело осложнялось тем, что место, где находится юный боярин, скрывалось, и почти никто не знал где его искать. А скрываться будущему царю имелись все основания. В разгаре было смутное время - по стране бродили разбойники и отряды поляков. Известно, что одна из таких недобитых ополчением Минина и Пожарского польских банд как раз охотились за молодым Михаилом Романовым.
Одна из версий гласит, что находился наследник в то время в селе Домнине, к которому как раз приближались поляки. Мать спрятала его в доме Сусанина в куче мусора. Поляки пришли с обыском, не нашли Михаила, пытали Сусанина. Тот ничего не сказал, был зарублен интервентами, а Михаил выжил и в сопровождении других крестьян убыл в Ипатьевский монастырь.
Однако большую известность получила другая версия, согласно которой Сусанин был встречен поляками на пути в село Домнино, где находился Михаил, и согласился показать интервентам место, где скрывался будущий самодержец. Тайком Сусанин смог отослать в Домнино своего брата, чтобы тот предупредил Михаила Романова и вывел его из села, а сам завел поляков в болота.
Там Сусанина и казнили. Косвенно эта версия подтверждается недавними находками на месте высохших костромских болот. Были обнаружены останки нескольких человек и нательные кресты - один православный, все остальные - католические.
Через 6 лет Михаил Романов стал царем и посетил Кострому, и не просто так. Там был найден некий Богдашка Собинин - единственный оставшийся в живых родственник Ивана Сусанина, его тесть. Царь пожаловал ему половину сельца Деревнищи и освободил Богдашку и всех его потомков от уплаты налогов.
Позже все русские цари считали своим долгом подтверждать льготы в отношении родственников Сусанина. В 18 веке вообще сложился настоящий культ Ивана. С особой любовью Романовы отмечали, что низший подданный империи добровольно положил жизнь за царя и подарил государству новую династию Романовых.
В СССР отношение к Сусанину несколько изменилось. Царский памятник работы Василия Демут-Малиновского, скажем прямо, для простого русского народа, весьма унизительный, был снесен. На нем небольшого росточка Сусанин, где-то внизу, символизируя народ, склоняется почти в рабской покорности перед величавой фигурой молодого царя.
Зато новый памятник, построенный уже при советской власти, символизирует не покорность царю, а героизм народа, его самопожертвование во славу Родине и огромную внутреннюю силу.