Найти тему
Интересная техника

Иван Сусанин: существовал ли на самом деле крестьянин, благодаря которому Романовы взошли на российский престол

Картина Иван Сусанин, художник Максим Фаюстов, 2003 г.
Картина Иван Сусанин, художник Максим Фаюстов, 2003 г.

Сусанин сегодня у нас в стране - имя нарицательное: так мы неизменно зовём провожатых, заведших кого-то неизвестно куда. Однако не все знают, что прославлять Ивана Сусанина начали ещё в императорской России в качестве героя, спасшего будущего царя Михаила Романова. В связке «православие-самодержавие-народность» - основе монархической идеологии, Сусанин олицетворял собой именно ту самую «народность» .

Понятно, что современным историкам об Иване Сусанине известно совсем немного. Однако то, что этот человек существовал, сомнений не вызывает. Жил он в селе Домнине под Костромой и был крепостным дворян Шестовых. Главой клана Шестовых была Ксения Романова (урождённая Шестова), супруга Федора Романова, отца будущего российского самодержца. На троне в тот момент восседал царь Борис Годунов, видящий в Романовых соперников и разлучивший супругов, заставив их обоих постричься в монахи.

В итоге Ксения Романова стала инокиней Марфой, Федор Романов - Филаретом. Тем не менее, Ксения Шестова сохранила в собственности родовые деревни и крепостных, включая Сусаниных.

Филарет, Патриарх Московский и Всея Руси (1619-1633)
Филарет, Патриарх Московский и Всея Руси (1619-1633)

По современным меркам Иван Сусанин к 1613 году, т. е. к моменту известных событий, стар вовсе не был, хотя на картинах он изображается непременно седовласым стариком с окладистой бородой. Было ему от 32 до 45 лет, хотя, конечно, в то время для крестьян 40-летний возраст был уже старческим.

Вероятно, Сусанин был вдовцом, имел дочь, служил либо вотчинным старостой, либо вообще жил в боярском доме Шестовых, управляя сельскими делами. Таким образом, Марфу-Шестову он хорошо знал и, судя по всему, был преданным слугой семьи.

Итак, весной 1613 года в Москве, после изгнания поляков, проходил Земский собор, на котором избирали нового русского монарха. Среди кандидатов были и Романовы, однако всем известного и уважаемого Филарета (Федора Романова) избрать уже не могли, так как тот был монахом, к тому времени уже митрополитом, и светских должностей занимать не мог. Кроме того, он пребывал на тот момент в польском плену.

Оставался его сын - Михаил Романов, особыми талантами не отличавшийся, но тем не менее носивший фамилию знатного рода и главное, являвшийся внучатым племянником самого царя Ивана Грозного.

Дело осложнялось тем, что место, где находится юный боярин, скрывалось, и почти никто не знал где его искать. А скрываться будущему царю имелись все основания. В разгаре было смутное время - по стране бродили разбойники и отряды поляков. Известно, что одна из таких недобитых ополчением Минина и Пожарского польских банд как раз охотились за молодым Михаилом Романовым.

Одна из версий гласит, что находился наследник в то время в селе Домнине, к которому как раз приближались поляки. Мать спрятала его в доме Сусанина в куче мусора. Поляки пришли с обыском, не нашли Михаила, пытали Сусанина. Тот ничего не сказал, был зарублен интервентами, а Михаил выжил и в сопровождении других крестьян убыл в Ипатьевский монастырь.

Однако большую известность получила другая версия, согласно которой Сусанин был встречен поляками на пути в село Домнино, где находился Михаил, и согласился показать интервентам место, где скрывался будущий самодержец. Тайком Сусанин смог отослать в Домнино своего брата, чтобы тот предупредил Михаила Романова и вывел его из села, а сам завел поляков в болота.

Там Сусанина и казнили. Косвенно эта версия подтверждается недавними находками на месте высохших костромских болот. Были обнаружены останки нескольких человек и нательные кресты - один православный, все остальные - католические.

Через 6 лет Михаил Романов стал царем и посетил Кострому, и не просто так. Там был найден некий Богдашка Собинин - единственный оставшийся в живых родственник Ивана Сусанина, его тесть. Царь пожаловал ему половину сельца Деревнищи и освободил Богдашку и всех его потомков от уплаты налогов.

Позже все русские цари считали своим долгом подтверждать льготы в отношении родственников Сусанина. В 18 веке вообще сложился настоящий культ Ивана. С особой любовью Романовы отмечали, что низший подданный империи добровольно положил жизнь за царя и подарил государству новую династию Романовых.

В СССР отношение к Сусанину несколько изменилось. Царский памятник работы Василия Демут-Малиновского, скажем прямо, для простого русского народа, весьма унизительный, был снесен. На нем небольшого росточка Сусанин, где-то внизу, символизируя народ, склоняется почти в рабской покорности перед величавой фигурой молодого царя.

Зато новый памятник, построенный уже при советской власти, символизирует не покорность царю, а героизм народа, его самопожертвование во славу Родине и огромную внутреннюю силу.